Крути педали

старше одного года
История велосипеда. Польза велосипеда

 

КАК ИЗОБРЕТАЛИ ВЕЛОСИПЕД Трудно поверить, что велосипеду почти столько же лет, сколько демократии, свободе, равенству и братству. В 1791 году современник французской революции граф де Сиврак сконструировал селерифер — деревянную машину с двумя колесами, соединенными брусом. Ездок садился верхом на брус и, отталкиваясь ногами, катился. В пушкинские времена такие аппараты называли дрезинами или «конем-качалкой». В 1839 году шотландец Макмиллан придумал педальный привод, а лет 20 спустя французы братья Мишо усовершенствовали конструкцию и дали ей имя «велосипед». Мы обычно представляем байки тех времен по английской модели «пенни-фартинг», с огромным {до 1,5 м в диаметре} передним и миниатюрным задним колесом. Но к концу XIX века этих монстров полностью вытеснили машины с цепной передачей. Не стоит забывать, что в свое время именно распространение моды на велокатания способствовало развитию эмансипации, освободив воспитывавшихся в строгих правилах дам викторианской эпохи от мучивших их корсетов и прочих стесняющих движение деталей гардероба.

ДВУХКОЛЕСНЫЙ ТРЕНЕР Если у вас уже был опыт занятий на велотренажере, то инструктор наверняка успел сообщить вам, насколько это полезно для тренировки выносливости, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А еще во время таких занятий можно сжечь приличное количество калорий {см. таблицу} и отлично проработать мышцы не только ног, но и спины и пресса. При уличном катании все, в общем-то, то же самое, только намного веселее, поскольку вокруг не белые стены спортзала, а травка, птички и деревья. Если для вас катание — в первую очередь спорт, а не отдых, стоит прикупить велокомпьютер {небольшой дисплей, который крепится на руль, соединяется с датчиком на ободе переднего колеса и показывает основные параметры, как-то: скорость, степень нагрузки и время поездки}. Получится нечто вроде знакомого вам по спортзалу велоэргонометра. Самые прогрессивные модели, кстати, уже умеют определять приблизительный расход калорий, позволяя владелице решить, на каком километре можно вознаградить себя за усердие сочным гамбургером.

НЕЧАЯННАЯ ВСТРЕЧА Помимо прочих радостей, которые вам принесут велопрогулки, вы будете поражены тем, насколько двухколесные кони облегчают их владельцам знакомство. Во-первых, редкий гонщик-мужчина, проезжая мимо изящной девушки, управляющей не менее изящным женским байком, упустит возможность отпустить ей комплимент при обгоне. Ну а во-вторых, если вы сами вычислили в парке приглянувшуюся мускулистую фигуру в ярком трико, у вас всегда есть возможность {как и в случае с автомобилем} привлечь внимание незнакомца, притворившись, что вы что-то пытаетесь подремонтировать, подтянуть или закрутить. {Однако лучше все же не развинчивать ради мимолетной симпатии каретку и не ослаблять тормозной тросик — не исключено, что он промчится мимо, не заметив, и оставит вас наедине с полуразобранным байком.} Вообще же сама ритмика велопрогулки при хорошей погоде невольно настраивает райдера на философско-лирический лад — недаром велосипеду посвящали песни Галич, Дольский и Визбор.

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД Каждому известно, что женские модели байков отличаются от мужских отсутствием горизонтальной рамы. Но есть и специальные типы велосипедов, исключительно для дам, например родстеры — восхитительно элегантные городские машинки с изогнутыми линиями профиля, воскрешающие в памяти эстетику рок-н-ролльных танцплощадок 1950-х. В целом же, выбирая велосипед, не стоит гнаться за определенным брэндом — различия между «фирменными» моделями могут ощутить разве что профи высокого класса, а для новичка Scott, GT, Specialised и Wheeler в сущности разницы не имеют. Важно не то, что написано на раме, а в первую очередь ее вес и качество «навески» — коробки передач, цепи, системы тормозов и переключателей.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ Вес — параметр принципиальный, недаром каждый сброшенный килограмм прибавляет велосипеду сотню-другую долларов стоимости. Длина рамы вас волновать не должна — ее с точностью до миллиметра рассчитывает компьютер для каждого размера. Главное — точно выбрать для себя правильную высоту. Миниатюрным {ниже 165 см} барышням можно посоветовать рамы до 16 дюймов {small}, а девушки длинноногие должны ориентироваться на ростовку от 16 до 18 дюймов {medium}. Для более точного определения размера можно воспользоваться специальной формулой: измерьте длину ног {в см}, умножьте результат на 0,56, а потом разделите на 2,54 {чтобы перейти от сантиметров к дюймам}. Теперь настала очередь определить, подходит ли вам длина выноса — расстояние, на которое руль отстоит от седла. Здесь основное — чувствовать себя комфортно, чтобы не перегружать руки, но при этом весь ваш вес не должен приходиться на седло. Общее правило: для высоких скоростей и катания по шоссе нужна более горизонтальная посадка {седло выше руля, вынос по- длиннее}, а для пересеченной местности — наоборот. Наконец, само седло. Оно не должно быть ни слишком мягким, ни маленьким. Его высота подбирается так: сядьте, опираясь пяткой на поставленную в нижнее положение педаль, — если нога прямая, значит, это то, что вам нужно. Для правильной посадки установите седло параллельно земле: тогда вы не будете ни заваливаться назад, ни соскальзывать вперед. И еще: если вы любите кататься по лесным тропкам, выбирайте модель с амортизатором на передней вилке — при его отсутствии уже через полчаса езды по пересеченной местности вцепившиеся мертвой хваткой в руль руки будут болеть так, словно вы сутки таскали тяжеленные сумки. А вот для езды по асфальту без этой детали можно обойтись. В целом же приобретение велосипеда {особенно первого} — дело тонкое: если байк выбран правильно, он буквально поедет под вами сам. Недаром в велосправочниках вполне официально присутствует такая не выразимая цифрами характеристика модели, как «накатистость». Чтобы не испытать впоследствии разочарования, не стоит начинать поиск железного коня с велорынков, прельстившись низкими ценами, — туда имеет смысл отправляться лишь людям с некоторым опытом. Велосипедами торгуют несколько вполне надежных сетей спортивных магазинов, среди которых стоит выделить «Триал-спорт», «Омни Байк» и «Веломир». Квалифицированные продавцы-консультанты дадут подробные инструкции по приобретению байка и уходу за ним, а также напомнят о важных {особенно для города} аксессуарах — вроде цепи, отражателей и фиксатора для бутылки с водой на раму.

Гвоздь сезона В последнее время всеобщее увлечение мощными агрессивными маунтин-байками, охватившее мир в начале 1990-х, сходит на нет. Все больше девушек понимает, что для поездки с подругой на пляж вовсе не обязательно седлать машину с 27 скоростями. Гвоздь нынешнего сезона — чопперы, фантастической красоты механизмы с высоким изогнутым рулем, сексуально выгнутой рамой и массой других, приличествующих даме фишек {типа звоночка, корзинки и заботливо закрытой цепи}. К тому же эти велосипеды оснащены высококлассными комплектующими и, несмотря на вид, воскреша- ющий в памяти Элвиса и эстетику пин-апа, готовы к серьезным дорожным испытаниям. Два главных производителя — веломонстр GT {в Москве уже продается серия Kustom Kruiser} и компания Phat Cycles {ее стильное творение — совсем уж невероятный «растабайк», больше напоминающий мотоцикл}.

Великие велосипедисты -Князь Б. Д. Потемкин составил и издал в 1887 году в Санкт-Петербурге первую в России книгу о велосипеде — «Велосипед и применение его в военном деле». - Лев Толстой в 1896 году в возрасте 62 лет получил разрешение от московского градоначальника на езду на велосипеде по Москве. Толстой был принят в почетные члены Московского кружка велосипедистов-любителей. -Константин Циолковский в 1905 году купил велосипед московской фабрики «Дукс» и ездил на нем до самой смерти. -Вся императорская семья, начиная с Александра III, охотно каталась на велосипедах. С коллекцией императорских велосипедов можно ознакомиться в Петродворце. -Владимир Ульянов-Ленин, находясь в эмиграции в Швейцарии, угодил на велосипеде под лошадь, что советскими историками впоследствии было преподнесено как попытка покушения на революционера.

 

ФОРМЕННЫЙ КОМФОРТ Одежда для велопоездок должна защищать от влаги, ветра, перепадов температур, обеспечивая постоянный комфорт и сухость. Летом подойдет велокостюм из спандекса светлых оттенков, который можно стирать хоть каждый день {темные ткани вдвое привлекательнее для комаров и сильнее притягивают солнечные лучи}. Весной и осенью желательно надевать поверх костюма куртку с регулируемой вентиляцией {молнии под мышками и спереди}, чтобы, когда солнышко то выходит, то прячется, не перегреваться и не переохлаждаться. А в рюкзак положите джемпер из флиса — он отлично сохраняет тепло и быстро сохнет. Велорюкзак лучше выбирать маленький, с отделкой из отражающей ткани — вы оцените преимущество дополнительных блестящих полосок на спине во время первой же поездки по ночному шоссе. Последний писк технологии велоодежды — ткань GoreTex Windstopper, довольно дорогая, но идеально защищающая от пронизывающего ветра с дождем.  

БЕЗ АВАРИЙ! Вопреки широко распространенному мнению, ездить в черте города на двух колесах не только реально, но и довольно удобно, примером чему стал опыт бельгийца Берта Мелеманса, который в 20-километровой гонке по городским магистралям в час пик обогнал мощный Ferrari на 15 минут. Но для таких побед необходимо, во-первых, иметь представление о правилах дорожного движения, а во-вторых, почаще думать о безопасности. К сожалению, в российских городах нет {или почти нет} специальных велодорожек, так что ехать придется в правом ряду автотрассы. Как это делается? Старайтесь быть максимально заметными на дороге — этого можно добиться при помощи светоотражающих нашивок на одежде и отражателей-катафотов. Всегда сохраняйте дистанцию, особенно в пробке, чтобы не врезаться в неожиданно открывшуюся дверь остановившейся перед вами машины. Также помните, что водители, выезжая с парковки, далеко не всегда включают поворотники, что может представлять опасность для вас. Если есть возможность, проезжайте часть пути по тротуару, в особенности это касается скоростных участков шоссе. Для передвижения по городу в рабочие часы настоятельно рекомендуется надевать шлем. Кстати, и со стороны водителей отношение к такому ездоку принципиально иное. В темное время суток фонарик на руле — не прихоть, а суровая необходимость. Иначе поездка закончится ямой или открытым люком, а за этим неизбежно последует пара месяцев в гипсе.

 

НА РЕКОРД! Самый длинный {22,24 м} двухколесный велосипед весом в 340 кг построил Терри Тессман из Пахиатуа {Новая Зеландия}. Четыре велосипедиста ухитрились проехать на нем четверть километра. Диаметр колес самого крохотного велосипеда, на котором в принципе возможно ездить, составляет 1,9 см. Его конструктор Невилл Паттен из Гладстона {Австралия} преодолел на нем растояние в 4,1 м.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.