Токсичные отношения на работе: рекомендации психологов

14 декабря 2017
Токсичные отношения на работе: рекомендации психологов

Токсичные отношения могут быть как в личной жизни (например, при общении с родителями или с мужем), так и деловой (начальник-тиран, коллеги-интриганы). В любом случае такие отношения негативно сказываются на нашем эмоциональном фоне, подавляют и угнетают личность — словом, всячески отравляют жизнь. Мы попросили психологов рассказать, как себя вести, если вы с этим столкнулись.

Как распознать токсичные отношения на работе

В ход идут как видимые факторы, так и скрытые, например, психосоматика (частые простуды, ощущения груза на плечах, боль в груди, подкашивающиеся ноги и т.п. — ваш организм буквально сигнализирует, что ему плохо, что его внутреннее состояние отравляют). Нам кажется, что мы себя лишний раз накручиваем, но это не так. Присмотритесь, как ведет ваш начальник или коллеги. Если вы заметите сразу несколько признаков, то это значит, что вы попали в токсичные отношения:

  • ваш начальник или коллеги немногословны в общении с вами, общаются только по делу и минимум времени;
  • начальник или коллеги не замечают вашего присутствия;
  • вы не участвуете в общих разговорах;
  • с вами постоянно спорят;
  • ваша точка зрения не учитывается, а все предложения подвергаются сомнениям;
  • для вас начальник или коллега всегда занят (даже если это не так);
  • коллеги присваивают ваши заслуги себе;  
  • каждый ваш шаг контролируется, а ошибки жестко подмечаются;
  • вам не дают вести новые и интересные проекты, а доверяют лишь монотонную работу.

Пойти на диалог

Очень часто мы боимся заговорить со своим «обидчиком», предпочитая свести с ним общение на нет. И в этом наша ошибка. Екатерина Чиркова, экзистенциальный психолог, клинический психолог и арт-терапевт, рекомендует, наоборот, не закрываться в свою раковину, как улитка:

«Базовая составляющая любых гармоничных отношений — это диалогичность. А диалог возможен только на равных, между двумя людьми, равных в своем достоинстве, открытости, уважении и внимании друг к другу. Если вы чувствуете, что ваши границы (интересы, права, территория) регулярно ущемляются, если вы чувствуете себя неуверенно во взаимодействии с тем или иным человеком или в ситуациях определенного типа, первым делом стоит поработать над собой. Необходимо обратиться к собственной самооценке, напомнить себе о своих правах, достоинствах и заслугах. Возможно, стоит обратиться к помощи специалиста. В некоторых случаях достаточно выработать линию поведения, вплоть до того, что подготовить конкретные фразы и способ действия.

Токсичные отношения на работе: рекомендации психологов : Карьера и работа :: SHAPE.ru

Укрепив свои позиции, хорошо бы попробовать наладить диалог — донести до вашего визави, что вы не считаете сложившуюся между вами ситуацию оправданной и справедливой. Есть стандартные фразы, которые могут помочь начать подобный разговор — как в рабочих, так и в частных отношениях. «Подожди, я бы хотел прояснить», «Давайте сначала договоримся», «Давайте вернемся к обсуждению условий», «Подожди, мы так не договаривались, меня не устраивает такой вариант», «Возможно, ты не замечаешь, но мне это не нравится», «У меня есть другой вариант» — все эти фразы как бы говорят: «Стоп! Мне это некомфортно, и я хочу предложить другой вариант».

К сожалению, нет гарантии того, что отношения удастся выстроить, и выйти из них тоже бывает невозможно по объективным причинам. В этом случае не остается ничего иного, как постоянно держать войска укрепленными и быть готовым напомнить о том, что «мы мирные люди, но наш бронепоезд…» В большинстве ситуаций такую позицию примут во внимание, и нейтралитет будет соблюдаться».

Найти отдушину и отточить профессионализм

Психолог и гипнолог Борис Борк предлагает найти «нейтрализатор» для отравляющих отношений. «Иногда достаточно найти «отдушину, струю чистого воздуха» — и взаимоотношения становятся вполне терпимыми. Этой отдушиной может быть любой сотрудник или руководитель, с кем у вас сложатся хорошие отношения. Помните, что во взаимоотношениях с коллегами важна нейтральность и искренность (не путайте искренность с правдивостью). Коллеги — не друзья и не родственники, часто даже не единомышленники. Не предъявляйте к ним завышенных требований. Это как на дороге в час пик: держитесь в потоке, не обгоняйте, не перестраивайтесь без нужды. Следуйте своим маршрутом, не создавая помех другим участникам движения. Сложность здесь одна — знание своего маршрута и точки назначения. Ну и мастерство вождения, разумеется (в его роли выступает ваш личный профессионализм). Нейтральность и есть ваш персональный нейтрализатор. Профессионализм — персональный катализатор».

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.