Учимся радоваться

10 ноября 2016
Учимся радоваться

Когда вы в последний раз пускали мыльные пузыри? Когда вы думали о том, чтобы обувь была не только красивой, но и удобной? Ели торт большими кусками? Чем старше мы становимся, тем больше обязанностей у нас появляется… Чтобы не погрязнуть в рутине, психологи рекомендуют наладить контакт с внутренним ребенком.

В 80-е годы прошлого века общество переживало настоящий бум: все разговоры были только о том, чтобы «выпустить внутреннего ребенка», дать себе возможность снова почувствовать себя живыми, творческими, развивающимися людьми. Предшествовало этому появление теории американского психолога Эрика БЕРНА, которая и в наше время не потеряла своей актуальности. Берн сформулировал основные идеи транзактного анализа — психологической модели, служащей для описания поведения человека. Особенность данного метода в том, что его идеи максимально просты, практичны и доступны для понимания не только профессиональных психологов, но и каждого человека. Эта система предполагает, что все мы можем мыслить и изменять свою судьбу согласно собственному выбору. Наша жизнь основана на транзакциях — единицах человеческого общения, состоящих из стимула и реакции, например, приветствия и ответа на него.

Личность: 

Ребенок, родитель, взрослый. Мы способны взаимодействовать с внешним миром из трех состояний, с трех сторон нашей личности: ребенка, родителя и взрослого.

Внутренний ребенок говорит «Я хочу»

Это самая древняя и самая живая часть нашей личности. «Ребенок» отвечает за переживания, чувства, эмоции, за внутреннее наполнение и способность проявлять себя. То, как в нас выражен внутренний ребенок, в первую очередь зависит от того, какими были мы в возрасте трех-пяти лет. Внутренний ребенок может быть естественным, бунтующим или адаптированным. В большей степени повезло тем из нас, чей внутренний ребенок естественен, не задавлен обществом или контролирующими родителями. Такие люди в наибольшей степени расслабленны, непосредственны в своих проявлениях, легки в общении, обладают отличным чувством юмора. Те же, чей внутренний ребенок не адаптирован, склонны делать все для блага других в ущерб собственным интересам. Таким людям всегда все нельзя, они всю жизнь ждут удобного момента, возможности или шанса, на самом же деле ожидая, что их внутреннему ребенку, наконец, дадут свободу.

Внутренний родитель говорит «Я должен»

Он отвечает за сохранение рода, соблюдение правил и норм. Все установки внутреннего родителя впитаны нами в детстве из слов и поступков наших собственных родителей или других авторитетов. «Родитель» всегда оценивает, призывает к порядку, организует. Бывает «поддерживающий» и «критикующий» родитель — например, он может прекрасно поддерживать окружающих, но критиковать нас самих.

Внутренний взрослый говорит «Я могу»

Это адекватная действительности часть личности, способность психики действовать на основе пережитого опыта. «Взрослый» — это единственная идентификация, которая лишена эмоций, не способна поддаться иллюзиям, может осознавать свои чувства и анализировать поступающую информацию.

Спонтанность: без страха

Велнесс-эксперт и преподаватель йоги в институте холистических исследований «Омега», Дженнифер НИКОМЕДЕС предлагает несколько простых шагов, чтобы стряхнуть с себя груз «взрослости».

Танцуем! Стоит врубить музыку погромче и  от души потрясти телом — какая разница, что подумают соседи? Забудем «походку», вспомним «вприпрыжку», слушая плеер по пути на работу. Так можно мгновенно почувствовать себя легче и счастливее. 

Учимся радоваться : Психология :: SHAPE.ru

Хлопаем в ладоши. Не помешает вспомнить о том, как в детстве почти любая идея приводила нас в полный восторг. Порой достаточно просто снова научиться хлопать в ладоши от радости. 
Верим в Деда Мороза и единорогов. Неважно, в кого именно мы верили в детстве и про что точно знаем сейчас, — главное, допустить, что в мире куда больше магии и волшебства, чем мы способны себе вообразить. 
Обнимаем близкого человека или просто хорошего знакомого, чтобы почувствовать тепло в своем сердце.

Учимся радоваться : Психология :: SHAPE.ru

Хохочем от души.  В детстве каждому из нас объясняли, что издавать громкие звуки — неприлично. С тех пор мы успели забыть, насколько целительным для нас все-таки может быть действие искреннего смеха.
Мечтаем! За взрослую жизнь наши мечты плавно сменились на планы. И при их реализации максимум эмоций мы испытываем тогда, когда вычеркиваем этот пункт как выполненный. О чем же мы мечтаем сейчас?

Креативность: взять паузу

Порой мы часами сидим над несложной задачей, не в силах выдавить из себя ни одной свежей идеи. В чем же дело? По словам профессора University of Western State Connecticut, специалиста по развитию креативности, Джеффри ДЭВИСА, взрослея, мы забываем о собственных биологических ритмах. Наше тело и ум существуют в естественных графиках — для большинства из нас периоды активности составляют от 90 минут до 2 часов. Учитывая этот фактор, нам стоит делать перерывы в активной работе каждые 1,5 часа: встать, немного размяться, в идеале выйти на улицу и максимально переключить свое внимание. Здесь работает принцип, который все мы усвоили еще на переменах в школе — как только мы встали из-за стола и начали активно двигаться, наш мозг автоматически переключается из активного в пассивный фоновый режим, который, в свою очередь, подстегивает нашу креативность.

Дети: забота и комфорт

Когда мы подолгу не радуем себя, наша детская часть начинает хандрить. Это чревато снижением эффективности, рассеянностью и даже депрессией. Важно регулярно делать все для того, чтобы наш внутренний ребенок был доволен. Физиолог Берта КЕЛЛИ в случае, когда уровень стресса подходит к критическому, рекомендует сверяться со следующей схемой: физика, эмоции и ум. По каждому из этих показателей мы должны создать себе максимальный уровень комфорта. Что мы любили есть в детстве? Чай с молоком, конфеты «Коровка»? Нам должно быть тепло и уютно. Повышение эмоционального уровня могут обеспечить любимые фильмы или встреча с подругой. Главное — прислушаться, чего же нам хочется. Ум — это вопрос смены впечатлений: можно переодеться в удобную одежду и отправиться на прогулку.

Учимся радоваться : Психология :: SHAPE.ru

Жизнерадостность: быть творческим или бунтовать?

Для многих из нас качества, за которые отвечает наш внутренний ребенок — способность наслаждаться жизнью, искренне веселиться, творчески выражать себя, — настолько ценны, что становятся целью сами по себе. За этим порой скрывается ловушка: в попытках выразить себя полностью адекватными способами мы не замечаем, как наш внутренний ребенок становится бунтарем. И в результате мы имеем прокрастинацию, самосаботаж и другие неприятные проявления скрытых сторон личности, с которыми сталкивается каждый взрослый. Если мы вдруг обнаруживаем себя доедающими ведерко мороженого или регулярно опаздывающими на работу — это верный знак того, что мы зажали себя в рамках правил и обязательств. Хорошо, что мы продолжаем бунтовать, отказываться и саботировать — это знак того, что наш внутренний ребенок не только жив, но и вполне активен для того, чтобы дать отпор излишне контролирующему внутреннему «родителю». Для того, чтобы уговорить себя соблюдать правила в некоторых областях, нужно начать нарушать их в других: организовать себе день спонтанности, начать баловать себя обновками или впечатлениями, позволить себе шуметь в общественных местах или отказать тому, кто давно действует нам на нервы.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.