Зачем мы сплетничаем?

старше одного года
Сплетни и слухи

Почему люди любят сплетничать? Сплетни – естественное поведение человека. Что делать, если о вас распускают ложные слухи и как самой не стать заядлой сплетницей.



Нас с детства приучали к тому, что распускать сплетни и слухи нехорошо. В учебниках по этике мы читали, что обсуждать человека плохо, особенно за его спиной, но, почему-то, мы, несмотря на запреты, все равно любим сплетничать, делают это все – и те, кому все равно и те, кто стыдится этого. Почему так происходит?

Психологи давно изучают эту проблему и вот что они говорят…
Начнем с практики. Представьте себе, что вы первый раз пришли на новую работу. Вы начинаете знакомиться с будущими коллегами, обустраиваете свое рабочее место и начинаете вникать в свои обязанности. Безусловно, при всей занятости вы все равно немного нервничаете и с некоторыми душевными переживаниями в конце дня отправляетесь домой. Конечно, вы можете даже не догадываться, но незнакомая пока компания сотрудников уже начала обсуждать ваши повадки, манеры, уровень интеллигентности, одежду и сравнить вас с предыдущим сотрудником, который работал на вашем месте. Хотя многим, наверное, все равно, ведь страх перед новыми трудностями затмевает мысли о возможных сплетнях.
Теперь представьте другую распространенную ситуацию – к вам в офис приходит новая сотрудница. Что вы будете делать в обеденный перерыв? В первую очередь, конечно, есть вкусную пищу, но ведь о новенькой вы не забыли, правда? Вы начинаете активно обсуждать и дискутировать с коллегами по поводу ее помады, наличия или отсутствия маникюра и многие другие вопросы. И делаете вы это не со зла, а скорее из любопытства.

Знакомая ситуация?
Кстати, опытные психологи руководителям компаний рекомендуют сильно не наказывать активных офисных сплетников. Начальству лучше использовать сплетни, которые вертятся в коллективе, себе на пользу, ведь таким образом можно всегда быть в центре событий и знать, что происходит с подчиненными. Коллектив, в котором сотрудники говорят лишь о работе и будущих карьерных перспективах психологи считают нездоровым.
Большинство людей стыдятся проявлять интерес к сплетням, но это не мешает им читать разнообразные журналы, которые посвящены разговорам о звездах и знаменитых личностях. Да и в газетах всегда присутствую колонки, в которых обсуждается поведение или внешний вид популярных певцов, артистов или политиков. В интернете особой популярностью пользуются дневники и блоги, которые с уверенностью можно назвать рассадниками слухов и сплетен. Что бы заинтересовать читателя даже профессиональные журналисты часто используют непроверенные факты. Действительно, наш мир несовершенен, нам нужны интересные события и сенсации, пусть даже придуманные.
Оскар Уайльд говорил, что когда тебя обсуждают это плохо, но еще хуже, когда о тебе совсем не говорят. Только те люди, которые закрылись в своей «скорлупе» и не хотят покидать это теплое место, не становятся объектами для новых слухов. Впрочем, те, кто таится от внешнего мира и не проводят с ним ассоциаций, избавлены от сплетен о себе, но таких людей мало. У обычного человека ареал социального общения – 150 человек. Со всеми знакомыми, конечно, о философии Канта не поговоришь, поэтому мы и начинаем обсуждать незамысловатые слухи.
Кстати, некоторые специалисты уверены, что именно привычка обсуждать людей без их ведома, а также манера строить предположения и догадки поспособствовали развитию языка.
Почему мы так интересуемся жизнью знаменитостей? Все просто, они для нас являются некими «небожителями», но с другой стороны, мы понимаем, что они такие же, как и мы. Нам интересно, как у них получилось сделать такую карьеру, какие механизмы они используют в своей повседневной жизни и многое другое. Со своей стороны публичные люди стремятся подогреть интерес к себе, порой они закрываются от людских взглядов, но чаще сами поддерживают или распускают о себе сплетни, ведь любая реклама – это хорошо. Хуже людской ненависти является только равнодушие и звезды это знают. Нам нравится в теплой обстановке перемывать косточки знакомым и друзьям, но вот когда о нас распускают слухи, нам становится горько и неприятно. Почему мы любим поговорить о ком-то, но часто ненавидим тех, кто говорит о нас?

Природное явление
Все мы знаем – что естественно, то не безобразно. Психологи, изучив работы и исследования ученых, пришли к выводу, что внимание к жизни других людей подобно заботе, с которой мартышки относятся друг к другу. Человеку необходимо всегда находится в курсе дел другого человека, так он не выпадает из социума и это помогает ему не одичать. Посмотрев на ситуацию с психологической точки зрения, становится ясно, что общение на фоне слухов – естественное поведение, оно нам необходимо для того, чтобы выжить и продвинуться по социальной лестнице.
Ученые уверены, что такие чувства знакомы всем, но вот признаться в этом способны немногие. Согласно опросу, который провели в Европе и США, для ощущения счастья человеку необходимо быть здоровым и иметь достаточную сумму денег, далее мнения разделялись, кому-то нужен карьерный рост, кому-то – крепкая семья и т.д. Но когда психологи поставили вопрос, будут ли они чувствовать себя счастливыми, если их лишат возможности обсуждать чужие проблемы и дела, то опрашиваемые оказались в замешательстве. Получается, что человек не задумывается о тех схемах, по которым строит общение с другими людьми. Подойдите к первому встречному и спросите, как он относится к тем, кто распускает слухи. Скорее всего, он ответит, что не причисляет себя к таким людям и что сплетничать могут многие, ведь дело то это нехитрое. Конечно, опрашиваемый слукавит, потому что по своей сути безобидные сплетни, которыми чаще грешат женщины, имеют прикладной характер и служат для достижения конкретных поставленных целей.

Объединяющий фактор
И вновь обратимся к практике…В рабочем коллективе всегда есть странный по нашему мнению или просто «чужой» человек и разговоры о нем являются неким объединяющим фактором. Замечено, что совместная антипатия сближает намного лучше, чем симпатия. Обсуждения человека «за спиной» совсем не является показателем того, что мы негативно к нему относимся. Большинство из нас даже не чувствуют своей вины в том, что обсуждают, допустим, новую прическу коллеги. Отрицательное мнение мы высказываем другим и никогда не позволим себе такие заявления в присутствии «жертвы».

Влияние сплетен или как создать репутацию
Даже непоколебимый социальный статус человека нуждается в подтверждении успеха. Репутация создается из многих составляющих, это и ваши поступки и мнения окружающих, а также сплетни вокруг вашей персоны. Истина – слухами земля полнится и порой достаточно совершить незначительную оплошность, как ваша репутация стала уже не такой «огнеупорной».
Часто работодатели кроме основного резюме просят показать рекомендации с предыдущего места работы, бывает, что такие требования официально не запрашиваются, но мы на 90% уверены, что о вас будут пытаться разузнать всю информацию через коллег. Руководство компании будет интересовать, как вы уживаетесь в коллективе, насколько качественно и в срок выполняете поставленные задания и другие моменты. Кстати, на полученную информацию работодатели опираются не меньше, чем на собственное мнение о вас.
Интересно то, что даже русские правители держали в «штате» специального человека, задача которого состояла в том, чтобы разносить о царе всевозможные слухи. Цель такой работы проста, он должен был таким образом поддерживать интерес простого народа к царской персоне.

Как заставить окружение говорить о вас
Для начала донесите до сведения, что у вас есть небольшой секрет. Хорошо, если вы будете часто уединиться с кем-то и шептаться о чем-то. Рассказывая о себе можно приукрасить факты и даже немного утрировать, не стоит раскрывать источники информации, не договаривайте все до конца и не высказывайтесь резко о том, кто часто сплетничает в вашем окружении.

Как произвести впечатление
Сделайте в обмене сплетнями ключевой упор на красивую историю, пусть даже несколько выдуманную. В рассказе могут быть преувеличения и домыслы, но не раскрывайте все карты, тогда вы произведете впечатление на людей и получите статус интересного собеседника.

Не становитесь заядлой сплетницей
В разговорах делайте упор на том, что вы не претендуете на объективность. В вашем «арсенале» должны быть такие фразы как: «Мне кажется…», «Я думаю…», «По моему мнению…» и другие. При всем этом умейте хранить секреты, если вас попросили о чем-то не распространяться – молчите, в противном случае люди перестанут вам верить и доверять. Свое мнение можно подкреплять словами авторитетных личностей, например, телекомментаторов, можно приводить статистические и психологические сведения, о которых вы читали. Нельзя делать преждевременных выводов, особенно негативных. Конечно, отрицательное мнение лучше держать при себе, это хорошо с точки зрения этики, а также мы наверняка не знаем, как повернется жизнь, возможно, этот человек завтра появится в нашем близком окружении.
Все истории, которые вы слышали, должны стать иллюстрацией того, как делать не стоит. Сохраняйте спокойствие, американские врачи даже разработали такую практику, в которой медсестры в доверительной форме рассказывают пациентам с серьезными проблемами еще более ужасающие истории из жизни. Пациенты, наслушавшись «страшилок», начинают думать, что не все так плохо и их самочувствие значительно улучшается.

Как относиться к клевете
Сплетни можно сравнит с фальшивыми деньгами, порядочный человек изготавливать их не станет, но может передать другим. В самом слове «сплетня» таится что-то гадкое и мерзкое. Клевета – это сплетня, цель которой навредить человеку, именно поэтому нас и пугают слухи, ведь мы понимаем, что любая информация рано или поздно может быть использована против нас самих. Публичные люди по-разному относятся к неприглядным слухам о своей персоне. Например, Чулпан Хаматова открыто с гневом говорит с журналистами, которые пытаются заглянуть в ее личное пространство. Том Круз частенько подает на журналистов в суд, Иван Ургант предпочитает шутить на эту тему, а БорисНемцов равнодушно относится ко всему, что о нем пишут.
Но вернемся в наш родной офис. Психологи говорят, что чем чаще сотрудники общаются между собой (проводят вместе праздники, собираются в нерабочее время), тем честнее они друг с другом. Этот принцип можно наблюдать в небольших поселках, где люди настолько доверяют соседям и всем жителям, что оставляют входные двери открытыми. Сплетники есть везде, часто их не видно, а вот клеветник, особенно в небольшом коллективе, сразу оказывается на виду.

А делают ли это мужчины?
Общественное мнение таково, что чаще сплетничают, конечно, женщины. На самом деле мужчинам тоже это не чуждо, поговорить и обсудить слухи – явление общечеловеческое. Впрочем, мужчины преследуют несколько другие цели, им интересно действие и фактура того или иного человека. Кто куда пошел, кто упал, а кто, наоборот, поднялся, кто что сделал – мужчины обсуждают новости в соревновательных целях. А вот женщин, прежде всего, интересует эмоциональная составляющая сплетен, они жаждут узнать, кто что подумал, какая последовала реакция, почему так случилось и другое. Для прекрасных дам важнее наблюдать, чем примерять образ на себя.

Можно ли обезопаситься от клеветы
В первую очередь вам надо постараться не попадать в двусмысленные ситуации, если же они неизбежны, то лучше решать их сразу, в противном случае свидетели ситуации могут начать додумывать историю самостоятельно. Не рекомендуется вступать в открытую конфронтацию с коллегами, следите за атмосферой в коллективе. Если вы видите, что кто-то начал относится к вам с неприязнью, постарайтесь выяснить, почему так произошло. Не стоит провоцировать людей, особенно если знаете, что человек расположен к раскрытию чужих тайн и секретов. Если негативный слух уже начал свое путешествие, подойдите к клеветнику и проведите с ним разъяснительную беседу. Бывает, что ложные данные о вас – это нелепая случайность, вместе с «обидчиком» постарайтесь ликвидировать их последствия. Если вы стали жертвой подсиживания со стороны недоброжелателей, то стоит спокойно обсудить ситуацию с коллегами, посоветуйтесь с ними и уже во всеоружии отправляйтесь к начальству для разъяснения проблемы. Необходимо дать понять руководству, что вы нужны компании, расскажите правду и постарайтесь привлечь их на свою сторону.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.