Пробиотики: как сбросить лишний вес и укрепить иммунитет

21 декабря 2016
Пробиотики: как избавиться от лишнего веса и укрепить иммунитет

Бактерии могут быть как причиной, так и лекарством в борьбе с такими заболеваниями XXI века, как аллергия, диабет и даже рак. Весомым аргументом в пользу новых теорий служит тот факт, что на нашем теле и внутри него проживает до 100 триллионов бактерий. Их больше, чем клеток самого ораганизма!

Интересный факт! Люди, в рационе которых преобладют мясные и жирные продукты, и вегетарианцы имеют различные наборы бактерий. В их кишечнике преобладают бактерии из семейства называемого «бактероиды», тогда как в организме «зеленых» процветают превотеллы. Ученым удалось доказать, что изменения в рационе способно изменить состав микробиома всего за 24 часа.

Весомый аргумент: пробиотики против лишних килограммов

«В настоящее время, проведено достаточное количество исследований, которые подтверждают, что наличие определеного количества лакто- и бифидобактерий в составе кишечной микрофлоры, способствует тщательному перевариванию пищи, что улучшает усвояемость питательных веществ и своевременное очищение кишечника», — говорит Елена ПАВЛОВА, врач общей практики, нутрициолог, эксперт по оздоровительному питанию и вынашиванию здорового ребенка. Вполне логично предположить, что налаженные процессы пищеварения и очищения должны приводить к потере веса.

Последние два-три года ученые разных стран провели с десяток исследований с целью доказать особую роль пробиотиков в процессе похудения. «Ряд исследований показали, что микробная флора желудочно-кишечного тракта у людей с ожирением отличается от таковой у здоровых людей.  Доказано, что у таких людей чаще возникают осложнения, связанные с ожирением – инсулинорезистентность (неправильное восприятие клетками организма сигнала от инсулина)   и дислипидемия (нарушения жирового состава крови), — объясняет Маргарита КАНТАРОВИЧ, руководитель программы «Телоформация Стройное Тело», врач Центра Интегративной медицины «Русалтимед». — Достоверно показано, что дети с врожденной генной аномалией, сопровождающейся  избыточным аппетитом и ожирением (синдром Прадера-Вилли) лучше снижали вес при назначении диеты в сочетании с пробиотиками. В другом исследовании достоверно показано, что женщины лучше худеют, если им назначают пробиотики в дополнение к другим лечебным мерам. При этом у мужчин такого влияния не выявлено».

В авторитетном издании British Journal of Nutrition были опубликованы данные двух независимых научных экспериментов. Первый провели японские ученые. Они разделили участников исследования, старающих лишним весом на 3 группы. На протяжении 12 недель представители первой группы потребляли 7 порций кисломолочных продуктов ежедневно, двух других — пили молоко с добавками бактерии lactobacillus gasseri SBT2055 (предыдущие исследования уже предполагали связь этой бактерии с потерей жира). В результате, у участников, что потребляли молочные смеси, количество висцерального жира (самого опасного, окружающего внутренние органы) сократилось, также они потеряли до 3% общего объема жира на талии.

Пробиотики: как избавиться от лишнего веса и укрепить иммунитет : Диеты и планы питания :: SHAPE.ru

• Результат. Авторы исследований считают, что пробиотики делают стенки кишечника менее проницаемыми. В результате, меньшее количество молекул, влиляющих на ожирение, всасываются и попадают в кровтоток. Однако, стоит отметить тот факт, что большинство исследований, связывающих пробиотики с потерей веса, были проведены (или профинансированы) компаниями, занимающимися выпуском препаратов, содержащих полезные бактерии. «Но это не значит, что исследованиям нельзя верить, — говорит Джереми Бертон, к. м. н., заместитель директора Canadian Research and Development Centre for Probiotics. — требуется проведение дополнительных и независимых исследований. «Так как анализы «на дисбактериоз» делаются у нас в различных лабораториях с очень разным качеством,  то допустимо принять за аксиому то, что ожирение — это состояние, сопровождающееся дисбиозом кишечника, и, значит, можно назначить пциентам с лишним весом пробиотики, особенно если есть симптомы, говорящие о дисфункции кишечника», —продолжает Маргарита Кантарович .
  • Пробиотики — живые микроорганизмы, которые при введении в адекватном количестве, оказывают положительный эффект на здоровье хозяина
  • Пребиотики — невсасывающиеся вещества, которые оказывают положительный физиологический эффект на хозяина, селективно стимулируя необходимый рост или активность кишечной микрофлоры.
  • Синбиотики — продукты, содержащие пробиотики и пребиотики

Не кашляй: диета для иммунитета

Исследование, опубликованное в издании Journal of Science and Medicine in Sport показало, что спортсмены, регулярно принимающие пробиотики на 40% снижали риск простуд и желудочно-кишечных инфекций, по сравнению с теми, кто принимал плацебо. Другие исследования показали, что пробиотические добавки могут значительно снизить риск развития усточивости организма к анибиотиком. Ученые предполагают, что пробиотики повышают выработку T- и B-лимфоцитов, которые производят антитела, которые служат для развития приобретенной реакции организма на патогены. Кроме того, потребление молочнокислых бактерий стимулирует деятельность фагоцитов – белых кровяных телец, которые на этапе борьбы с инфекциями поглощают нежелательные посторонние частицы. За последние пару лет продажи пробиотических добавок в США выросли почти вдвое. Не последнюю роль в столь активном потреблении играют рекламные кампании, призывающие укреплять с помощью БАДов с пробиотиками иммунитет. Наше нежелание выпадать из-за досадной простуды из привычного скоростного графика жизни и влечет за собой столь агрессивный рост спроса на подобные добавки. Но исследователи Harvard Medical School предупреждают: иммунная система является именно системой, то есть не единым целым. И для ее нормального функционирования требуется бесперебойная работа многих органов.

• Результат. Понятие “повышение иммунитета” на самом деле не имеет смысла с научной точки зрения. А повышение количества имунных клеток в теле — не всегда приведет к положительному эффекту. Исследователи признаются, что нет ни одного научного доказательства прямой связи между образом жизни и повышением иммунной функции.Однако, косвенных достаточно. И пренебрегать ими все же не стоит. И питание опосредованно, но влияет на ответные реакции организма на внешние возбудители болезней.

Для нормализации микробиома очень важно исключить из рациона продукты, питающие плохую микрофлору, и прежде всего — простые углеводы, среди которых на первом месте стоит сахар – главный друг вредных бактерий, и, соответственно, враг полезных.

В состоянии дзен: пробиотики — новые антидепрессанты

Очередные исследования показали, что пробиотики готовы прийти на помощь в лечении тревожности и депрессии. В медицине даже появился новый термин —психобиотики. По мнению исследователей, при нарушении баланса хороших и плохих бактерий в пищеварительном тракте, вам сложно сохранять и душевное равновесие.  «В исследованиях на животных было доказано, что пробиотики помогают снижать уровень тревожности и регулировать депрессивно-подобное поведение», — объясняет Джейн ФОСТЕР, к. т. н., доцент кафедры психиатрии и поведенческой неврологии McMaster University in Ontario. С участием людей пока было проведено лишь несколько исследований. В частности в ходе одного было доказано, что женщины, которые пили кисломолочный продукт, обогащенный пробиотиками, по прошестии четырехнедельного курса реагировали на стрессовые ситуации более спокойно (о чем свидетельствовала томограмм головного мозга).

Считается, что определенные бактерии стимулируют выработку и регулируют работу определенных нейромедиаторов — химических веществ, что повелевают нашими мыслями и чувствами. За наше эмоциональное благополучие отвечают два из них —  кортизол и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). «Хорошие бактерии понижают уровень кортизола», — говорит Фил БАРНЕТТ, д.м.н. директор аспирантуры University of Oxford. Другие исследования показали, что пробиотики подстегивают и производство ГАМК, которая в противовес кортизолу оказывает успокаивающее действие на организм.

• Результат. Джеймс Гринблатт, д.м.н., психиатр, который занимается изучением связи между эмоциональным фоном человека и пробиотиками более 20 лет предупреждает: «Пробиотики не являются мгновенным лекарством, которое стоит лишь проглотить, как тут же пройдет грусть и тоска. Любые назначения пробиотических добавок начинаются с анализа на дисбактериоз и выявляения плохих бактерий в организме». «Поскольку бактерии кишечника — архиважная составляющая здорового иммунитета, нормализация микробиома, безусловно, ведет к улучшению иммунного статуса человека. Что касается первичных проявлений стресса, то здесь работают все-таки несколько другие механизмы», — говорит Маргарита Кантарович.