Жирное наследство: можно ли отключить ген тучности

Можно ли отключить ген тучности и успешно похудеть

Кажется, что весь мир на диете! По статистике, более 69% взрослого населения страдает избыточной массой тела. А изменить существующие  параметры мечтает каждый второй житель планеты. Одна из основных причин всех неудач: отсутствие стандартной программы, одинаково подходящей всем без исключения. Что работает для одного человека, оказывается бессильным в борьбе с лишними килограммами у другого.

Каждый человек обладает уникальным набором факторов —обменом веществ, микробиомом, гормональным фоном, генетическим кодом, ответной реакцией организма на токсичное воздействие окружающей среды. которые играют существенную роль в потере веса. Факторы образа жизни, такие как питание, сон, физическая активность — величины переменные и также определяющие индивидуальную способность организма к потери веса.

Можно ли отключить ген тучности и успешно похудеть : Диеты и планы питания :: SHAPE.ru

Генная лотерея

Много лет ученые пытались определить ген, отвечающий за ожирение, раскрыв секрет которого можно было бы раз и навсегда избавить человечество от душевных рефлексий и физических страданий по поводу лишнего веса. Но после изучения более 20 000 генов, исследователи пришли к выводу, что большинство недугов, в том числе и ожирение, не могут быть четко привязаны к конкретной ДНК. Несколько лет назад, были обнаружены 30 потенциальных генов на 12 хромосом , которые наиболее активно влияют на наш индекс массы тела (ИМТ). То есть некоторые из нас генетически более предрасположены к набору веса. Моногенетическое ожирение, при котором высокий уровень жира в организме связан с определенным геном — большая редкость. Ожирение — результат сложных взаимодействий между несколькими генами и факторами окружающей среды, об этом говорится в исследовании The Human Obesity Gene Map. Несмотря на сложность взаимодействия отдельных генов, ученые готовы назвать тот, на долю которого приходится больше всего случаев серьезных прибавок веса. Этот так называемый FTO-ген (fat-mass and obesity associated — «связанный с жировой массой и ожирением»). Исследования данных сканирования мозга показали, что он увеличивает чувство голода, тем самым, повышая тягу к высококалорийным продуктам. Согласно статистике, около 16% населения имеют двойные мутации этого гена, что увеличивает риск прибавки веса на 70%.

«FTO — это энзим, который контролирует индивидуальные реакции человека на те или иные продукты питания, — объясняет Анастасиc ТЗАНИС, диетолог, специалист по нутригеномики портала anastasistzanis.com. Исследование, данные которого в прошлом году озвучило издание The Journal of Clinical Investigation, говорит о том, что мутации гена приводят к повышенной выработке гормона голода грелина.

Но ученые из University of Cambridge доказали, что это не единственный ген, мешающий вам сбросить вес. Они открыли KSR2, который играет роль в энергообмене и может замедлять метаболизм. «Мутации этого гена приводят к тому, что одновременному росту аппетита и снижению скорости обмена веществ, в результате тело не в состоянии правильно расходовать всю вырабатываемую энергию», — объясняет Садаф ФАРУДИ, профессор, автор исследования.

Еще один виновник наших бед — ген MRAP2, посылающий «сообщения» вашему мозгу, когда необходимо ускорить метаболизм и снизить аппетит. Лабораторное исследование, результаты которого были опубликованы в издании  The Science, показало, что мыши с мутировавшим геном MRAP2 прибавляли в весе быстрее других грызунов, несмотря на одинаковый рацион питания.

Натура против нутра

Что же делать тем, кого природа наградила особыми генами, заставляющими каждый лишний кусок превращать в жир на талии? Но прежде чем опускать руки и пенять на тяжелое наследство, ознакомьтесь с данными еще одного исследования, проведенного с участием почти 10 000 человек. Оно показало: люди, уверенные, что у них есть генетические мутации, скорее будут страдать ожирением, чем те, кто пребывает в неведении. Причем, это оказалось верно даже для тех, кто на самом деле не имеет предрасположенности к набору веса.

Сегодня ДНК-тестирование —доступная возможность развеять все свои сомнения. Вы можете сдать анализы и узнать о возможных трудностях на пути к идеальному телу. Но по мнению многих диетологов, вам необязательно проходить тестирование, Тесты сдавать можно до бесконечности, но для чего? Чтобы сидеть и смотреть на увеличение веса, списывать на "ген тучности" или же знать, но вопреки двигаться к здоровому весу? Здесь решающее значение в постановке цели - хочу снижения веса - меняю питание,  образ жизни, физическую нагрузку, мышление. Одно без другого не работает.

Изменения ДНК с помощью питания зафиксирована учеными достоверно. Но повернуть вспять изменения в ДНК можно, убрав вредные продукты - трансжиры, сахар, кофе. Увеличив потребление полезных незаменимых веществ, например таких как омега-3, минералы, витамины, белок изменения ДНК возможно повернуть вспять.

Питание можно и подстраивать под себя, чтобы "не насиловать" организм диетами, а ввести и придерживаться "здоровых" привычек постоянно. Пить воду достаточное количество из расчета веса. Кушать каждый день свежие овощи не менее 5 порций в день для правильной работы кишечника. Употреблять белки и жиры для восполнения потребностей организма и обмена веществ. Соблюдать физические нагрузки - ходьба 5-10 тыс. шагов в день.

Личная диета

«Есть много признаков, как внешних (физические параметры вашего тела), так и внутренних (уровень холестерина, сахара и пр.), которые определяют вашу предрасположенность к набору веса и помогают скорректировать рацион, — говорит Кери ГЛАССМАН, диетолог. Вы можете получить «клиническую картину», исходя из простых параметров своего тела и анализа семейной истории.

Глассман уверена, вы можете скорректировать свой рацион, выстроив четкую программу противодействия «поломанным» генам. «Нутригеномика — наука о влиянии питания человека на экспрессию генов. Это означает, что правильно подобранное питание поможет снизить риск развития наследственных заболеваний», — говорит Елена Павлова.

Если….

• … многие члены вашей семьи страдают от сердечно-сосудистных заболеваний;
  • … вы регулярно испытываете нехватку энергии;
  • … у вас достаточно высокий уровень холестерина LDL.

Вам подходи диета с низким содержанием жира

Такой рацион сможет обеспечить потерю веса и защитит вас от болезней, к которым вы предрасположены. Избегайте жирной пищи, рафинированного сахара и простых углеводов — они являются виновниками быстрой утомляемости. «Для того, чтобы сохранить энергию на целый день, добавляйте в рацион продукты с низким содержанием жиров и большим количеством медленных углеводов. Это может быть киноа, бурый рис, бобовые. Выбирайте мононенасыщенные жиры, такие как оливковое и масло авокадо, чтобы нормализовать уровень холестерина HDL в крови.

• 70% углеводов
  • 15% белка
  • 15% жира

Потребляйте не более 77 г жира в день

Если…

• … ваше кровяное давление регулярно выше нормы
  • … у вас высокий уровень триглицеридов в крови
  • … охват вашей талии больше 76 см

Вам подходит низкоуглеводная диета

«Если ваша талия больше 76 см, вы подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, болезней желчного пузыря и диабета», — объясняет Глассман. — У вас может быть резистентность к инсулину, а это значит, вы испытываете трудности с метаболизмом сахара». Потеряв 10% от общего веса тела, вы сможете также снизить артериальное давление. Выбирайте нежирные здоровые белки и ограничьте потребление углеводов, особенно рафинированных — картофеля, хлеба, десертов.

• 30% углеводов
  • 40% жира
  • 30% белка

Потребляйте углеводов в диапазоне от 20-60 г в день

Если…

• … в вашем семейном анамнезе встречаются диабет и различные сердечно-сосудистые заболевания;
  • … вы относитесь к средиземноморской этнической группе;
  • … у вас часто случаются сбои в работе ЖКТ.

Вам подходит сбалансированная средиземноморская диета

«Не стоит забывать: что хорошо работало для ваших родителей, будет хорошо и для вас», — объясняет Глассман. — Нутригенетика напоминает нам о важности наследия. Например, скандинавы прекрасно переносят молочные продукты, потому что не страдают от лактозной недостаточности, в то время как многие коренные американцы и китайцы страдают непереносимостью лактозы.

• 50% углеводов
  • 30% жира
  • 20% белка

Вам необходимо контролировать размер порции!