Правила продуктового этикета

старше одного года

Привлекает, интригует, располагает к себе… и прозрачно намекает на все достоинства и недостатки. Никто не может рассказать о товаре лучше, чем этикетка, — при условии, что мы будем ее внимательно читать.



Русская «этикетка» — родственница французского «этикета» {etiquette}. Именно он, «этикет», первоначально имел значение «ярлык»,«надпись», «небольшоесообщение на бумаге, прикрепленное к чему-либо», и только в XVIII в. стал этикетом в привычном для нас значении,?т. е. условным кодексом поведения.

На российских товарах «этикет» отсутствовал вплоть до XIX в.: продукты в большинстве своем где производились, там и потреблялись. Безусловно,?еще в средние века городские аптекари помечали ярлычками склянки, а рабочие на баржах писали на бочонках с продовольствием: «Рыба» или «Солонина». Однако это были, скорее, своеобразные знаки для покупателей. Современные этикетки появились с развитием рынка и возникновением конкуренции. Продавец, чтобы повысить спрос на свой товар, вынужден был его чем-то выделить, украсить.
И поныне популярность продуктов зависит от того, как они оформлены и упакованы. Чем краше этикетка, тем выше вероятность того, что мы остановим взгляд именно на ней. А дальше все зависит от покупателя. Внимательный изучит ее от начала до конца и решит, брать товар или нет. А невнимательный опробует продукт дома, а уж потом сделает вывод.
Правила хорошего тона обязывают изготовителя располагать все самое ценное в зоне видимости: в центре и в правом верхнем углу лицевой стороны упаковки. Однако прибыль, как известно, важнее, и основные характеристики продукта чаще всего прячутся где-то за углом…

Маркетологи считают,?что человек в первую очередь обращает внимание на правый верхний угол лицевой стороны упаковки — там-то производитель и располагает «завлекательные» надписи. А состав и основные характеристики продукта прячет куда подальше — на оборотную сторону коробки или, того хуже,?на самое дно банки.

ВСЕ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ
На что следует обращать внимание в первую очередь?
1. Внешний вид этикетки. Производитель со стажем не жалеет денег на стильный дизайн и качественную упаковку. Он знает: это визитная карточка его товара, а визитная карточка с размытыми буквами или, еще хуже, с орфографическими ошибками покупателей отпугивает.
2. Название продукта. Обязательно на русском языке, даже если изготовили его на Карибах. С пояснением, что же это, собственно, за продукт. Ведь, скажем, «Мечтой» может называться и печенье, и маргарин, и даже консервированный горошек — все зависит от полета фантазии производителя. Другой вопрос — нравится вам этот полет или нет. Но слишком взыскательными быть не стоит: а вдруг за незатейливым названием стоит серьезная разработка Института питания и в продукте — масса полезных веществ? Загляните в состав.
3. Состав. На импортных товарах в перечне ингредиентов все составляющие пишутся по убывающей. Таким образом, в качественных мясных консервах мясо должно возглавлять список, а слово «сахар» в продукте с его минимальным содержанием — стоять в самом конце. Отечественные производители вольны писать состав как им заблагорассудится. Вас должно насторожить только чрезмерное обилие ингредиентов: как правило, загустители, заменители и прочие пищевые добавки маскируют искусственную икру под натуральную, а ароматизаторы и красители превращают химические соединения неведомого происхождения в плодово-ягодный сбор. Не забывайте, что качественные продукты готовятся с минимумом пищевых добавок и консервантов, хотя и теряют от этого в сроке годности.
4. Срок годности. На всех без исключения продуктовых этикетках должны быть проставлены год, месяц, день, желательно час изготовления, а кроме того, указан способ хранения {температура, влажность и пр.}. Почти на всех — срок годности: его отсутствие могут позволить себе только крупы, соль, сахар, уксус и жевательные резинки {что не отменяет необходимости информации о дате производства}. Для герметически упакованных продуктов сроки оговариваются раздельно — до и после вскрытия упаковки. На скоропортящихся продуктах обязательно пишется: «Использовать до...».
5. Адрес производителя. Уважающий себя и покупателей прозводитель всегда оставляет на этикетке свои координаты: страну, город, почтовый адрес и контактный телефон для жалоб и предложений. Если он пытается это скрыть, стоит задуматься: а нужен ли вам продукт, произведенный неизвестно кем и неизвестно где?
6. Питательная ценность. На этот пункт стоит обратить внимание тем, кто ведет здоровый образ жизни и следит за фигурой. Белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины, калорийность на 100 г продукта — все это должно значиться на упаковке. И совсем замечательно, если по каждому из этих веществ указываются проценты от суточной нормы потребления, — так вы без труда сможете рассчитать свой рацион с точностью до грамма.
7. ТУ. В 2003 г. на смену ГОСТам {государственным стандартам} пришли ТУ {технические условия}. Их главный недостаток в том, что каждый производитель имеет право разрабатывать собственные ТУ, а значит, одна и та же колбаса «Докторская» от шести разных заводов будет абсолютно разной по вкусу. Большинству покупателей номер ТУ ни о чем не говорит, но он обязательно должен присутствовать на упаковке, ведь технические условия регламентируют состав, условия хранения и основные требования к готовому продукту.

ПОД ЗНАКОМ КАЧЕСТВА
Если на этикетке написано: «Продукт разработан совместно с Институтом питания РАМН» или «Рекомендован Институтом питания», — это означает, что он прошел лабораторные и клинические испытания и его качество гарантированно, а в случае обнаружения какого-либо несоответствия его отзовут из розничной торговли.

Колбасу и сосиски мы привыкли покупать без упаковки,?на развес.?А зря.?Ведь установить,?сколько в таком продукте сои и крахмала,?можно, только?внимательно изучив этикетку.


ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Изучить все ТУ просто невозможно: сколько рецептур, столько и технических условий. Но если постараться, качественный товар распознать все-таки удастся.
Сосиски, колбасы. Прежде, согласно ГОСТам, колбасы делали исключительно из мяса, и лишь во второсортные добавляли немного муки или крахмала. Сейчас натурального мяса в таких продуктах почти нет: его место прочно заняли дешевые соевые заменители. «Свиной» или «говяжьей» колбаса может называться только в том случае, если она более чем на 50 % состоит из соответствующего мяса.
Мясные и рыбные консервы. Они больше всего потеряли от отмены ГОСТов: срок годности уменьшился, а качество ухудшилось. Выбрать «стоящие» консервы теперь можно разве что методом проб и ошибок. Обязательно обратите внимание на состав. В хорошей тушенке мяса не менее 60 %, а жира — не более 30 %. В правильных рыбных соотношение рыбы и заливки — 3 к 1.
Вина. Кроме адреса производителя и даты выпуска на этикетке должны быть сведения об объеме бутылки, содержании алкоголя, происхождении и классе вина. А также — о способе употребления, регионе производства {так поступают большинство производителей из Франции, Италии и Испании} и сорте винограда {обязательное условие для производителей «нового винного мира» — Австралии, Чили, США, ЮАР}. Знатоки-консерваторы не советуют брать незнакомую бутылку с наклейкой, на которой более трех цветов. А все потому, что многие старые винные дома украшают «одежку» бутылки лишь гербом или изображением замка.
Молочные продукты. На упаковке молока должна содержаться информация о его жирности, способе производства {нормализованное, снятое, гидратированное и т. д.}, термической обработке {стерилизованное, пастеризованное} и сроке годности.
Хорошее сливочное масло от дешевого маргарина тоже отличить достаточно просто: в нем не менее 85 % жира.
Минеральная вода. Всю воду на прилавках можно разделить на четыре основные группы.
1. Питьевая. Имеет невысокую минерализацию: до 0,5 г солей на 1 л. Используется для питья и приготовления пищи.
2. Столовая. Солей в ней не более 1 г на 1 л. Мягкая, без запаха и привкуса. На ее основе делаются некоторые лимонады.
3. Лечебно-столовая. Количество солей — от 1 до 10 г на 1 л. На ней невозможно готовить, да и пить ее постоянно нежелательно.
4. Лечебная. Самая насыщенная по солевому составу {более 10 г на 1 л}. Ее следует употреблять строго по рекомендации врача.
Под маркой минеральной часто продается искусственно минерализованная вода — обычная вода с добавлением соды, соли и углекислого газа. По сути, это газированный напиток. Не стоит «покупаться» и на надписи: «Минеральная вода типа… {далее следуют известные марки — «Боржоми», «Нарзан» и пр.}». Как правило, она не имеет к ним никакого отношения.
Соки. Этим гордым словом могут называться напитки, в которых натурального фруктового сока как минимум 40–50 %. Все, что меньше, именуется нектаром — сок разбавили водой и подсластили.
Пряности. Лучше всего покупать их целиком и размалывать дома. Или же приобретать на сельскохозяйственных рынках: там практически исключена подделка. Магазинные же пряности нередко дополняют дешевыми смесями. Особенно аккуратными нужно быть при покупке молотого мускатного ореха, черного и белого перца.

КУДА УХОДЯТ ГОСТЫ?
Официально их отменили 1 июля 2003 г., и на то было несколько причин. Во-первых, они мешали экспорту-импорту: российские и западные партнеры никак не могли найти общий язык. Во-вторых, ГОСТы осложняли процесс «изобретения» нового продукта: чтобы добавить изюм в привычный «Столичный» хлеб, производителю нужно было пройти все круги ада. Кроме того, они просто морально устарели: например, все безалкогольное пиво является «негостовской» продукцией только потому, что по ГОСТу содержание алкоголя в хмельном напитке должно быть не менее 2,8 %. Однако «поностальгировать» еще не поздно: в магазинах до сих пор можно встретить ГОСТовские сгущенку, тушенку и минералку.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
У производителей свой, профессиональный, язык, и они частенько — и нарочно, и случайно — забывают о том, что многие покупатели им не владеют. Ниже приведен небольшой «разговорник».
1. Таинственная буква Е. Под этим символом скрываются природные и искусственные пищевые добавки: красители, консерванты, стабилизаторы, разрыхлители, эмульгаторы. Они дополняют вкус продукта и продлевают срок его годности. Большая часть таких добавок разрешена Минздравом РФ {исключение состав ляют Е-121, Е-123, Е-240, Е-924а, Е-924б} и в принципе безопасна. Однако их количество следует ограничить во время беременности и периода кормления грудью и абсолютно исключить в питании малышей до трех лет.
Злоупотреблять ими, конечно же, не стоит и другим категориям населения. Прежде всего это относится к Е-103, 121, 123, 125, 126, 130, 210, 211, 213–217, 240, 330, 447 {они канцерогенны}, Е-230, 231–232, 239 {аллергенны}, Е-171–173, 221–226, 320–322, 338–341, 407, 450, 461–466 {в больших количествах приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта}.

2. Медали и кубки. Замечено, что через 4– 5 месяцев после начала выпуска качество продукта {особенно алкогольного} снижается. Специально для таких «нерадивых» производителей профессионалы придумали своеобразный стимул — награды за победы в авторитетных конкурсах. Чем больше медалей на упаковке, тем товар качественнее. Нужно лишь обратить внимание, каким годом датирована награда: если на дворе 2004-й, а конкурс проводился в 2001-м, то гордиться этим по меньшей мере странно. Не исключено, что за столь долгий срок продукт «испортился».

3. Штрих-код. В мире распространены две системы кодирования: американо-канадская {UPC} и европейская {EAN}. Они различаются количеством цифр: в UPC их 12, а в EAN — 13. Первые три обозначают национальную организацию, в которой зарегистрировано то или иное предприятие; другие шесть — номер предприятия или владельца продукции; следующие три — вид товара; последняя — контрольная. Существует заблуждение, что по первым двум-трем цифрам можно определить страну происхождения товара. Это не совсем так. Например, транснациональные корпорации {Coca-Сola, Mars и пр.} могут быть зарегистрированы как в Москве, так и в Брюсселе.

ВРЕДНЫЕ ЭТИКЕТКИ

Необходимо следить, чтобы этикетка не прилегала к продукту {как, например, это часто бывает при покупке пиццы или полуфабрикатов}. Пакеты и краски безопасны до тех пор, пока их не нагрели. Специалисты из английской лаборатории исследования продуктов
в Нориче доказали, что фталаты и бензофенон, содержащиеся в красящих веществах упаковки, после обработки в микроволновой печи проникают в продукты и становятся опасными. В частности, фталаты снижают выработку сперматозоидов у мужчин, а бензофенон способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта. Чтобы обезопасить себя от «вредной» этикетки, достаточно вынуть продукт из упаковки и положить в тарелку.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.