Посты всех времён и народов

старше одного года
Посты всех времён и народов, пост вред или польза

Пост присущ почти всем религиям. А каковы особенности постов различных конфессий? И вообще, какое значение в вопросах веры придается еде?

Со времен глубокой древности нам достался в числе прочих обычай поститься. Ограничивать себя в еде иногда даже полезно: организм отдыхает и освобождается от нежелательных шлаков. 

Посты в христианской традиции

Самые длительные посты — в христианском православии: более 200 постных дней в году. У католиков поститься подолгу не принято, причем в пост им дозволено есть рыбу. А протестанты {кроме англиканской церкви} обязательных постов и вовсе не знают — постятся, только если сочтут нужным.

Главный православный (ортодоксальный) пост — Великий, который длится целых семь недель. Семь долгих недель строгости, покаяния, воздержания от дурных поступков и негативных помыслов. Время скорби о последних днях жизни Христа и подготовки души к Пасхе. Суровый постный регламент содержит следующие ключевые моменты.

Скоромная {не постная} пища — это все мясные и молочные продукты, яйца, а также содержащие эти продукты изделия {например, шоколад, выпечка с включением молока, яиц и т. д.}. В «черный список» может быть зачислена даже жвачка, так как она содержит желатин животного происхождения. К постной пище относятся зерновые {хлеб, крупа}, бобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, пряности, мед, растительные масла, кисели и компоты.

Промежуточное положение занимает рыба — ее прием во время поста строго регламентирован. А употребление морепродуктов — вопрос спорный: решать его лучше всего с личным духовником. С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную {последнюю} седмицы {недели} Великого поста.

В это время едят только сырые продукты. Количество приемов пищи сокращается до двух в день. Первому {«чистому»} понедельнику присвоена высшая мера поста — полное воздержание от всех продуктов. По прочим понедельникам, а также по средам и пятницам предписано сухоядение {постные холодные растительные разносолы без масла: хлеб, крупы, фрукты, вареные овощи и неподогретое питье}. По вторникам и четвергам — горячая пища {овощи, крупа, грибы} без масла. В субботу и воскресенье разрешается растительное масло и... немного виноградного вина.

Общую ситуацию иногда спасают святые праведники. Если дни их памяти приходятся на вторник или на четверг, можно сдобрить постное бытие растительным маслом, а в среду и пятницу допускается подогрев еды {но без масла}.

И лишь два раза за весь Великий пост допускаются рыбные блюда: в Благовещение Пресвятой Богородицы {если праздник не выпадает на Страстную седмицу} и в Вербное воскресенье. В Лазареву же субботу {ту, что накануне Вербного воскресенья} можно позволить себе рыбную икру.

Наконец, в Страстную пятницу — полный запрет на еду с вечера Страстного четверга вплоть до выноса плащаницы {в пятницу в два часа дня}. Тем же, кто готовится к субботнему причастию, придется потерпеть до субботы. Служители культа, назначая режим питания, подходят к пастве дифференцированно. На освобождение от поста или на послабление могут рассчитывать беременные и кормящие женщины, дети, люди с ослабленным здоровьем. В самом деле, если уж и наказывать тело, то очевидно, что это тело должно быть в хорошей физической форме. В список «белобилетников» теоретически попадают также путешественники и люди, находящиеся в гостях.

Первые — по причине тягот пути. Вторые — во имя соблюдения такта и усмирения гордыни {дабы не кичиться своим благочестием среди тех, кто поста не соблюдает}. Но, по сути, условия современного перемещения на дальние расстояния уже давно не изнурительны, а поход в гости — и вовсе мероприятие светское. Поэтому несоблюдение поста в таких случаях — вопрос индивидуальный.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Великий пост — великое испытание для организма. Причем этот самый длинный и самый изнурительный пост приходится на весну. То есть — на пору, когда организм и так ослаблен: на исходе летние запасы витаминов, на борьбу с холодом брошены все резервы. Поэтому диетологи предупреждают: приступать к посту без подготовки ни в коем случае нельзя. Ведь даже у наших предков весеннему воздержанию предшествовала Сырная {Масленичная} неделя, когда уже запрещалось употребление в пищу мяса, из белковой пищи позволительно было есть только яйца, рыбу, молоко и масло. Так что если вы новичок, то, во-первых, приобщаться к постному благообразию лучше летом, когда организм полон сил и витаминов. Во-вторых, перед Великим постом обязательна «тренировка»: соблюдение заведенных в православном миропорядке постных сред и пятниц. Ну а если к «мясному воздержанию» подготовиться вы не успели, постная программа должна быть облегченной {например, с рыбой} — рацион, внезапно обедненный животными жирами и белками, может как минимум навредить желудочно-кишечному тракту. Еще важный момент: из поста нужно правильно «выйти». Ведь на протяжении очень длительного срока организм работал на сниженных энергозатратах: органы пищеварения трудились с минимальной нагрузкой, система ферментации была задействована вполнакала. Если сразу и резко «забросить» в топку много жиров, ферментная система «захлебнется», не успевая их расщеплять, начнется неправильный обмен холестерина. Под удар будут поставлены печень, поджелудочная железа, желудочно-кишечный тракт и фигура {особенно это касается тех, кто «садился» на пост с целью похудения}. По совету ЛЮБОВИ ДЕРГАЧЕВОЙ, диетолога и эндокринолога, консультанта медико-диагностического центра «ДИОД», после жесткой последней постной недели начинать вводить в рацион скоромный ассортимент нужно с овощей {вареных, тушеных, запеченных}, умеренно подключая к ним крупы. Понемногу — молоко. Овощная диета длится как минимум три-четыре дня, потом можно полакомиться рыбой. Причем питание должно быть пятиразовым {часто и понемногу}. Вот такое получается примерное меню: на завтрак — рисовая запеканка, на второй завтрак — фрукты {в том числе фруктовые соки}, на обед — тушеные или отварные овощи, на полдник — те же фрукты, а на ужин — те же овощи в сопровождении рыбы. И лишь со второй недели начинайте подключать мясо. Идеально, если в вашем последующем меню останутся постными среда и пятница. А вот поддержать организм во время поста церковью не возбраняется. В вашем распоряжении — полностью природная кладовая {ягоды и квашеная капуста — лучшие спутники постящегося}, витаминно-минеральные комплексы и добавки.

Пост в иудаизме

Постных дней в иудейском календаре сравнительно мало. Главный и единственный, упомянутый в Пятикнижии, — Йом-Кипур {День искупления}. Когда-нибудь в этот день окончится Всевышний суд, и все раскаявшиеся в грехах получат прощение и реестровую запись на Небесах в Книге жизни. Накануне Йом-Кипура принято устраивать праздничную трапезу, за которой едят больше обычного. Потому что в течение последующих суток предписано полное воздержание от еды и питья. Тиша бе-Ав {Девятое Ава} — еще один постный суточный эпизод в иудейском годичном цикле. В этот день запрещены: еда и питье, умывание {ради удовольствия быть чистым нельзя даже погружать в воду палец или полоскать рот}, умащение {пользование парфюмом}, ношение сандалий {т. е. любой кожаной обуви} и интимная близость. Все прочие иудейские посты начинаются с восходом солнца, заканчиваются с закатом и сводятся лишь к отказу от пищи и воды, другие ритуальные особенности им не присущи. А пост накануне Пейсаха {еврейской Пасхи} и вовсе положен не всем, а только старшим сыновьям в семье. Если любой постоянный пост {кроме Йом-Кипура} выпадает на субботу, он откладывается на следующий день. Нельзя также поститься в праздники и в полупраздники {есть в иудейском календаре и такие}, а также в день новолуния. Если в постном распорядке иудеев все более-менее ясно, то накрыть стол по всем правилам еврейского сакрального этикета не так-то просто. Иудаистская Тора — целый свод пищевых предписаний, обобщенных в мудреных правилах «кашрут». Так, кошерной {дозволенной} пищей является всякая растительная еда. Разрешается вкушать плоть травоядных парнокопытных животных, жующих жвачку; пернатых, за исключением хищников и стервятников; рыб с чешуей. Свинья, например, — тоже обладательница раздвоенных копыт, но жвачку не жует, а потому не кошерна. А морепродукты лишены чешуи, значит, в пищу непригодны. Табу наложено и на сочетание мясных и молочных продуктов. Кроме того, нельзя употреблять околопочечный жир и кровь в любом виде {например, в виде кровяной колбасы}. И еще один важный момент: забой скота превращается в чрезвычайно ответственное мероприятие. Очень твердым и тонким, как скальпель, ножом, заточенным с соблюдением определенных правил, одним и обязательно скользящим {а не рубящим} движением животному перерезают в области шеи пищевод, трахею и крупные сосуды, ведущие к мозгу. Именно от умения резника — шохета — завершить в течение доли секунды жизненный путь животного {не подвергнув его мучениям} зависит дальнейшая пригодность мяса в пищу. Далее тушу подвешивают вниз головой, дабы спустить кровь. С этой же целью удаляются крупные сосуды, а мясо присыпается солью {чтобы кровь ушла даже из капилляров}. А вот рыба таких тонкостей недостойна {может, оттого, что кровь ее холодна?}.

ВРЕМЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ

Еврейским праздникам присущи отдельные пищевые коды. Например, накануне Пейсаха {еврейской Пасхи} следует избавиться от квасного, т. е. от всего того, что приготовлено из овса, ячменя, пшеницы или ржи, контактировавших с влагой более 18 минут при комнатной температуре. Но это еще не все. После Пасхи можно употреблять только ту квасную еду, которая в течение праздника принадлежала нееврею. Для этого предприимчивые иудеи загодя продают такие продукты соседу-нееврею за символическую плату, а потом выкупают.

Пост в исламе

Главный пост ислама — ураза — длится весь священный месяц Рамадан {девятый месяц лунного исламского календаря}. Это единственный пост, который должен соблюдаться в обязательном порядке. Если по каким-либо причинам {по болезни или нахождении в пути} человек не постился, он потом в течение года должен возместить день вынужденного «отгула». Ураза предусматривает категорическое воздержание в светлое время суток от всякой пищи, питья {нельзя пить даже воду} и плотских удовольствий. За два часа до рассвета мусульманин имеет право на сухур — последний прием пищи {это время суток, когда белую нить нельзя отличить от черной}. Но с заходом солнца за горизонт все запреты снимаются, наступает время разговления {истар}, когда надобно вкусить финик, после чего подаются особые мясные блюда и сладости. Хотя ислам постами не изобилует, но не постом единым жива религия: у мусульман существует целый свод правил принятия пищи {не лишенных смысла и с медицинской точки зрения}. Не следует постоянно, без перерыва, есть мясное, но и обходиться без него более 40 дней подряд возбраняется. Нельзя после рыбы тотчас же пить молоко — и наоборот; вареное мясо смешивать с жареным, а сушеное или вяленое — со свежим; есть и пить одно за другим два горячих, два холодных, два мягких и нежных или два твердых и грубых кушанья. Начинать и заканчивать трапезу непременно надобно солью; еду и питье брать только правой рукой. Хлеб — священный продукт: его нельзя ронять; его надобно ломать непременно руками — ножом хлеб не режут. Воду желательно пить сидя — стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время хаджа и воду, оставшуюся после омовения; на воду не следует дуть; пьют ее в три приема: в первый делают только один глоток, во второй — три, в третий — пять. Хорошую религию придумали индусы В пищевом регламенте буддистов и индуистов постов как таковых нет. Индуисты высоких каст — строгие вегетарианцы. Это, правда, не мешает им для своих высших божеств наряду с рисом зачастую жертвовать буйвола, козу или цыпленка. А иногда даже любезно предлагать сигареты и спиртное. Буддисты теоретически тоже не должны есть ничего из того, что когда-то бегало, ползало и летало. По их представлениям, любая живность имеет душу, которая проходит круг реинкарнаций {перерождений}. Более того, всех животных они делят на три категории: возникшие из яйца {птицы, змеи, черепахи}, из материнской утробы {слоны, лошади, коровы, буйволы и т. д.}, а также плоды «пота» земли, воды, огня и ветра {пчелы, комары и прочие насекомые}. Однако на практике многие буддисты — мясоеды. Так, вьетнамцы и бирманцы едят рыбу, свинину и птицу. Бирманцы помимо других видов мяса за деликатес почитают лягушек и улиток. Тайцы расширили скоромный ассортимент черепахами, змеями, полевыми крысами. Лаосцы пошли еще дальше и употребляют в пищу летучих мышей и муравьиные яйца. Некоторые народы Юго-Восточной Азии ничего не имеют против собачьего мяса. А у малых тибето-бирманских этносов в пищу идут даже кошки. Тем не менее буддисты к еде не относятся потребительски. Ей отводится важная роль в религиозных обрядах. Обязательной ритуальной пищей служит рис. Также поощряются очистительные голодовки. НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ Коран предписывает в обязательном порядке воздерживаться от свинины, дичи и мяса, из которого не была спущена кровь: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха, и удавленное, и убитое ударом, и убитое при падении, и забоданное, и то, что ел дикий зверь, — кроме того, что убьете по обряду …». Добавим к этому вино и прочие алкогольные напитки.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.