Легкость общения

старше одного года

Как развивать свою коммуникабельность



общение
Вне зависимости от того, являетесь ли вы экстравертом или интровертом, можете разговаривать ни о чем часами или стесняетесь вставить слово даже в компании близких людей, общение является неотъемлемой частью современной жизни. Чтобы грамотно выстроить общение, нужно научиться избегать типичных ошибок, возникающих в процессе коммуникации.

1. отсутствие внимания к собеседнику.


«Я ему вот уже полчаса говорю, а он как будто не слышит».
Каждый из говорящих на самом деле слушает только себя. Произносятся фразы, приличествующие ситуации, а в голове — свои собственные дела и заботы, мысли, которые идут по привычному кругу, слова, которые собираешься сказать. Трудно «отключиться» от самого себя, внимательно посмотреть на собеседника и услышать, что же он говорит, попробовать понять, чего он от нас хочет. Выход один — самому учиться слушать и воспринимать другого человека.

2. Указание.


«Сделай сначала уроки».
Вспомните, как мы чаще всего разговариваем с детьми: «Ты вынес ведро?», «Сходи погулять с собакой», «Пора делать уроки». Казалось бы, вполне безобидные фразы. Но если кроме этих фраз ребенок ничего не слышит, то придется признаться, что вы обращаетесь с ним просто как с предметом домашнего обихода. И сами превращаетесь для него в робота для производства указаний. Сходным образом обстоит дело и со взрослыми. Просто то, чего мы ждем от каждого из них, не всегда проговаривается вслух. Например, приглашая делового партнера пообедать, никто, разумеется, не говорит: «Я угощаю вас, потому что вы сделаете для меня то-то и то-то». Но по сути, это то же самое «пойди и принеси», то есть некое указание, выраженное в более благовидной форме. Разумеется, без них не обойтись в отношениях между начальниками и подчиненными. Но в дружеской беседе формулировок такого рода лучше избегать.

3. Переключение на себя.


«А знаешь, со мной был похожий случай»
Очень часто, слушая рассказ собеседника, мы интересуемся тем, что он говорит, всего несколько минут, а затем начинаем искать аналогичные ситуации в нашей собственной жизни и, конечно, тут же находим! В ответ на его слова: «Мой сын совсем отбился от рук» восклицаем: «Да, а вот мои девочки отлично учатся» — и переключаемся на свои собственные проблемы. Общения не получается — каждый говорит о своем.

4. Оценка.


«Ты выглядишь сегодня хуже некуда».
Очень серьезным препятствием для общения бывает наше мнение о другом человеке, высказанное в категоричной форме. Причем не только отрицательное, но и положительное. С первым понятно, но что плохого, если похвалить платье, прическу подруги, наконец, ее умение работать? Дело в том, что своей оценкой вы невольно ставите себя в положение учителя, а другого помещаете за ученическую парту. Общение же подразумевает равные отношения. Поэтому не совсем корректно говорить подруге: «Тебе идет это платье», гораздо лучше выразить свое отношение иначе: «Ты мне нравишься в этом платье».

5. Критика.


«Ты вообще этого не умеешь».
Кто в ответ на критическое замечание исправляется, делает выводы, корректирует свое поведение? Разве только очень незаурядный человек, да и то обычно спустя некоторое время, взвесив все аргументы, подумав над сказанным в спокойной обстановке. Но большинство людей реагируют на критику очень болезненно, не испытывая доверия и хорошего отношения к тому, кто их критикует. И тем не менее в наших разговорах постоянно мелькают выражения типа: «на тебя вообще нельзя положиться», «ты никогда этого не делаешь», «ты такая умная, куда всем до тебя». Ничего, кроме обиды, такие слова вызвать не могут, собеседник замыкается, общение прерывается, иногда надолго. А что делать, если сами получили подобную оценку из уст окружающих? Не торопитесь обижаться и тем более показывать это собеседнику — тем самым вы «берете на себя» его слова. Лучше спокойно скажите: «Интересное мнение, я подумаю, имеет ли оно отношение ко мне». А потом попробуйте понять, чем вызвана негативная оценка: завистью, желанием возвысить себя, унижая других, головной болью или просто пессимистическим взглядом на мир. Очень часто, даже в большинстве случаев, негативная оценка связана не с объективными причинами, а с субъективными. Впрочем, в ней может быть и рациональное зерно. Тогда стоит что-то учесть, изменить в своем поведении, особенно, если нечто похожее вам говорили другие люди.

6. Советы.


«Я научу тебя, как все исправить».
Совет приемлем только в одном случае: если его кто-то у вас просит. Но и при этом человек чаще всего обращается к нам не за прямым указанием, как ему поступать, а просто за поддержкой, сочувствием. Кроме того, ему важно, чтобы его выслушали. А если человек нуждается в сочувствии и очень хочется ему помочь? Лучше просто сказать ему: «Я вижу, ты чем-то расстроен». Если у него действительно есть необходимость в вашей помощи, он сам с удовольствием поделится своими проблемами, и тут уже самое главное — внимательно слушать его. Скорее всего, выговорившись как следует, он сам найдет ответ на мучившие его вопросы.

7. Формальное чувство.


«Приходится выслушивать это, хотя на самом деле наплевать».
Когда мы выслушиваем другого человека, но делаем это нехотя, по обязанности, «для галочки», это может стать серьезным препятствием для общения. Как бы умело вы ни притворялись, собеседник почувствует фальшь в вашем поведении. Поэтому если вы на самом деле не можете проникнуться настоящим сочувствием к другому человеку (у вас «щи жидкие», а у него «жемчуг мелкий»), то не стоит делать вид, что вы его жалеете, тем более ставить это себе в заслугу. Будьте честны перед собой и другими, старайтесь общаться только с теми, кто вам по-настоящему дорог, и уж тут не жалейте ни времени, ни сил, ни внимания, чтобы понять другого человека.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.