Как тренировать память малышей дошкольного возраста?

старше одного года

Научите малыша не просто запоминать предметы, а придумывать между ними логическую связь





Вы считаете, что ваш карапуз не в состоянии вспомнить события прошедшего дня, недели или месяца? Или, наоборот, в вашем представлении мозг новорожденного малыша напоминает ЭВМ и будет сохранять всю информацию без разбора? Действительно, маленькие непоседы то удивляют родителей молниеносным запоминанием новых образов, слов, стихов, то обескураживают их своей забывчивостью — на следующий день после посещения зоопарка все увиденные там животные сливаются в памяти ребенка в одну бесформенную серую массу… А через месяц кроха уже и не помнит, что там побывал! Объяснения всем этим странностям можно найти в физиологических особенностях памяти детей разного возраста.
Факт Когда ученые задались целью выразить числом, сколько единиц информации может сохранить мозг 3-летнего малыша, цифра оказалась не просто внушительной — после единицы следовало десять с половиной миллионов километров нулей!

Сфотографировал!
У некоторых малышей встречается особый вид зрительной памяти — эйдетическая. Ее называют фотографической. Чадо, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Этот вид памяти закладывают в основу методики раннего запоминания, основанных на демонстрации различных изображений, букв и слов. Эта память — возрастная особенность дошколят, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Психологи пока не установили, почему, взрослея, малыши в большин-стве случаев теряют способность к такому запоминанию. Возможно, это явление функционально обусловлено, ведь объемы информации с возрастом растут и начинает доминировать другой вид памяти — словесно-логическая.
Прием для лучшего запоминания — мнемотехника.
Научите малыша не просто запоминать предметы, а придумывать между ними логическую связь.

Только не забывайте вот о чем:
1. Ребенок может запомнить все, что связано смысловыми ассоциациями с уже известными ему понятиями. Например, кроха до года уже в состоянии связать мячик с игрой. Важным элементом ассоциации является окружение ребенка. Чадо может с легкостью декламировать стишок дома и не вспомнить ни строчки из него на улице, так как процесс припоминания связан с домом или садиком.

2. Мозг ребенка в состоянии запомнить все то, что кажется необычным. Это свойство памяти известно как эффект Ресторфа. Одно из его проявлений —эффект первого раза. Ребенок лучше запоминает все то, что происходит с ним впервые: полет на самолете, первый сильный ушиб, выступление в детском саду. Взрослые лучше помнят события своего детства, чем зрелые годы.

3. Ребенок учится путем повторения. Малыши до 4-х лет нуждаются в них постоянно, по нескольку раз в день. Только тогда информация закрепится в их памяти надолго.

4. После 4-х лет применяйте «принцип пяти повторений». Правило: повторить информацию сразу же после ее усвоения, затем на следующий день, через неделю, месяц, три месяца.

Развивайте память!
Вам потребуются три комплекта картинок 5–7 см по 16–25 карточек в каждом (чем старше малыш, тем больше число карточек). Каждый набор должен быть таким, чтобы его можно было разбить на 4 группы, например, животные, фрукты, одежда, посуда. Само тестирование включает в себя 3 этапа, каждый из которых рекоменду- ется проводить через день.

Первый этап
Малышу демонстрируют картинки из первого комплекта
одна за другой, но не ставят перед ним задачу запомнить их: «Я буду показывать тебе картинки, а ты внимательно посмотри на каждую из них». После этого попросите кроху назвать изображения, которые он запомнил.

Второй этап
Предложите ребенку разложить карточки из второго комплекта на 4 группы по принципу: «что к чему подходит». После выполнения задания уберите картинки и попросите малыша вспомнить, перечислить их по группам.

Третий этап
Малышу предлагают запомнить как можно больше картинок из третьего комплекта, чтобы потом их припомнить. Каждая демонстрируется 3 секунды. Когда картинки иссякнут, попросите чадо вспомнить изображенные на них предметы.

ОБРАБАТЫВАЕМ ДАННЫЕ
Зафиксируйте количество верно названных предметов в каждой серии. Кроха на каждом этапе запомнил 5 картинок — недостаточный уровень памяти, 7–9 — средний, больше 10 — высокий.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.