Из глубины подземных вод

старше одного года

Минеральная вода в России давно и прочно ассоциируется со словом «здоровье» и окружена при этом легким ореолом гламурности. В XIX веке у представителей благородных сословий хорошим тоном считалось ездить «лечиться на воды». Шипучие «Нарзан» и «Боржоми» были символами здорового образа жизни по-советски. Сегодня бутылка минеральной воды — обязательный атрибут успешного, продвинутого в вопросах фитнеса и велнеса соотечественника.



Спрос на воду в бутылках непрерывно растет. По оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, за последние два года ее потребление увеличилось примерно на треть. Причем продажи воды набирают обороты вдвое быстрее, чем сладкой газировки. По данным маркетингового агентства Step by Step, бутилированная вода занимает уже две трети российского рынка прохладительных напитков. Среднестатистический соотечественник выпивает 15 л в год. Учитывая, что в Западной Европе этот показатель достигает 70 л, нам еще есть куда расти.

Лезем в бутылку
От выбора воды в бутылках на полках супермаркетов глаза разбегаются. Например, в Москве продается более 100 марок. Но все это многообразие можно разделить на несколько категорий в зависимости от содержания минеральных солей. Если их менее 1 г/л, то это питьевая столовая вода. Если 1–2 г/л, то к данному словосочетанию добавляется гордое «минеральная». Если в литре растворено от 2 до 10 г солей, воду называют минеральной питьевой лечебно-столовой. Если 10–15 г/л, то слово «столовая» выпадает: вода становится минеральной питьевой лечебной, и приобрести ее можно исключительно в аптеке. А еще встречается искусственно минерализованная: необходимые соли в нее добавляют уже в процессе производства.
В советское время в продаже была только лечебная и лечебно-столовая минеральная вода, потому что нелечебную разливать в бутылки считалось баловством. Сегодня спрос на «воду-лекарство» заметно снизился. Во-первых, людям не нравится слово «лечебная», ведь болеть и лечиться сейчас не модно. Да и список заболеваний, приведенный на этикетке согласно требованиям ГОСТа, способен напугать кого угодно. Во-вторых, из-за довольно высокого содержания микроэлементов у такой воды достаточно специфический вкус. На изменение предпочтений потребителей реагируют производители. У многих традиционных марок лечебно-столовой воды появились столовые собратья, например «Боржоми лайт» — у классической целебной «Боржоми».

О качестве минеральной воды лучше всего расскажет сам источник. Так, знаменитую Evian добывают во французских Альпах, вдали от промышленных объектов, что гарантирует ее чистоту. Прежде чем попасть в бутылки, она проходит долгий, длиною в 15 лет, путь через естественный фильтр горных пород, обогащаясь ценными минералами.

«Волшебные пузырьки»
Еще 10 лет назад в России вся вода в бутылках была газированной. Лечебно-столовая и лечебная газируются в обязательном порядке и сегодня. Это делается не только ради улучшения вкуса. Углекислый газ выполняет роль консерванта (не дает развиваться вредным микроорганизмам), а также своего рода ограничителя: с газом много не выпьешь, а в лечебно-столовых водах довольно высоко содержание микроэлементов, избыток которых в организме не особенно полезен.
Первая негазированная минеральная вода «Святой источник» появилась в России в 1996 году. Однако традиции «волшебных пузырьков» все еще сильны, и подавляющее большинство россиян предпочитают пить именно газированную воду.
С точки зрения пользы для здоровья, разницы между столовой водой с газом и без оного нет никакой, объяснила ЕКАТЕРИНА БЕЛОВА, врач-диетолог «Клиники доктора Ионовой». Единственно — некоторые люди плохо переносят углекислоту, она может вызывать изжогу или отрыжку.

Водяные пираты
Минеральную воду известных марок активно подделывают. Ее производители даже решили объединиться в ассоциацию для борьбы с этой напастью. А тем временем покупателя призывают быть бдительным. Если же нет желания пристально изучать бутылку, чтобы убедиться в наличии всех атрибутов подлинности, лучше делать покупки в крупных супермаркетах, куда пиратская продукция попадает крайне редко. Кстати, труднее всего подделывать импортные марки — слишком своеобразные у них бутылки.

Кому добавки?
Производители хотят примерно того же, что и большинство диетологов: чтобы люди пили как можно больше. Тем, кого обычная вода раздражает, рекомендуют «улучшать» ее вкус, добавляя, например, дольку лимона или немного фруктового сока. Этот совет берут на вооружение и компании. Так, у Perrier, BonAqua и «Кристалин» есть сорта с ароматом и вкусом лимона, апельсина, яблока. Обычно вкус воды меняют с помощью «ароматизаторов, идентичных натуральным». Есть воды с натуральными соками, но поскольку в них также подмешивают немного сахара, то это уже, скорее, облегченный вариант сладкой газировки.
Производители воды в бутылках не остались в стороне и от такой модной темы, как функциональные продукты. Это когда в обычный продукт добавляют витамины и микроэлементы. Пионерами в производстве функциональной питьевой воды в России стали компании Coca-Cola и Pepsi. Первая в прошлом году начала выпускать BonAqua с витаминами. Вторая вывела на рынок Aqua Minerale Beauty, обогащенную витаминами, минералами и биологически активной добавкой флавоценом. Это вещество, которое добывают из ствола даурской лиственницы, делает кожу более гладкой и упругой.

ПЭТ или не ПЭТ?
Этот вопрос отечественный потребитель решил окончательно и бесповоротно: ПЭТ! В России 97 % всей воды продается в пластиковых бутылках, на долю классической стеклянной тары остается всего 3 %. Но зато в ресторанах, особенно дорогих, отдают предпочтение именно «стеклу». И совсем уж редкость — вода в пакетах вроде тех, в которые разливают соки.
Любопытно, что быстро растет спрос на крупные упаковки. По данным компании «Бизнес Аналитика», каждая пятая бутылка питьевой воды, продающаяся в Москве, — двухлитровая. Видимо, многие используют минералку не только в качестве питья, но и для приготовления чая, кофе и даже еды.

О вкусах спорят
По результатам опроса, проведенного РБК, наибольшей популярностью в России пользуется Aqua Minerale: ее выбирает примерно каждый третий. Почетное второе место принадлежит BonAqua, которую пьет каждый четвертый. Такая популярность частично объясняется их повсеместной распространенностью, ведь воду для этих марок добывают из обычных скважин, очищают, обеззараживают, а затем искусственно минерализуют.
Вслед за лидерами плотной группой идут «три богатыря» советского минераловодства: «Боржоми», «Ессентуки» и «Нарзан». Их поклонником является примерно каждый пятый россиянин. Далее с отрывом следуют «Святой источник», «Меркурий», «Новотерская».
Гламурная публика, посещающая рестораны, предпочитает европейские бренды: французские Evian, Perrier, Vittel, Contrex, итальянские S.Pellegrino, Ferrarelle. А вот вода для офисов, установки-кулеры с большими бутылями которой стали уже привычным атрибутом многих присутственных мест, в том числе фитнес-клубов, — как правило, местного разлива. По данным консалтинговой компании «АМИКО», 60 % офисной воды в Москве добывают и производят в Московской области.

Вода живая и мертвая
Встречается только в сказках. Специалисты используют понятие физиологической полноценности. Как объяснила Shape ЕЛЕНА СЕВОСТЬЯНОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории гигиены питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, применяется этот критерий только к питьевой воде. Растворенные в ней минеральные вещества необходимы нашему организму: кальций нужен для крепости костей, магний — для нормальной работы сердца и сосудов, йод служит для профилактики заболеваний щитовидной железы, фтор — кариеса.
Физиологически полноценной считается вода со следующими показателями: общее содержание солей — 200–500 мг/л, кальция — 25–80 мг/л, магния — 5–50 мг/л, фтора — 0,6–1, 2 мг/л, йода — 40–60 мкг/л. Вода с более низким содержанием солей действует на организм как «растворитель»: вымывает из него нужные минеральные вещества. Зато на ней хорошо варить кофе и заваривать чай, потому что она лучше вытягивает полезные вещества из чайных листьев и кофейных зерен. Женщины, ведущие активный образ жизни, теряют довольно много минеральных веществ с потом, поэтому им рекомендуют пить физиологически полноценную воду, или, как часто пишут на этикетках, питьевую воду высшей категории. Но поскольку это качество воды указывается не всегда, то при покупке любой минералки стоит изучать состав на этикетке внимательнее.

Рецепт от звезд
Минеральную воду сегодня часто разливают не только в бутылки, но и в баллончики-спреи, чтобы освежать уставшую кожу. Кстати, для этой цели можно использовать любую минералку без газа. Нужно просто налить ее в распылитель. Эксцентричные особы идут еще дальше: например Дженнифер Лопес моет голову только минеральной водой. А Ким Бейсингер любит минеральные ванны с Evian и не отказывает себе в них даже на съемках.

Вода плюс
Совершенству нет предела! Например, в 1995 году американцы изобрели кислородную воду, то есть искусственно обогащенную кислородом. Действует она так же, как кислородный коктейль, и предназначена для людей, занятых тяжелым физическим трудом (например, для спортсменов или пожарных), а также для тех, у кого ослаблен иммунитет.
Недавно подобную воду стали выпускать и у нас, в Ростовской области.
В прошлом году на рынке США появилась питьевая вода au Le Cadeau, в которой содержатся микроскопические частицы золота. Ее производители уверяют, что она помогает при артрите. Однако, судя по бутылке, выполненной в форме Эйфелевой башни, расчет больше сделан на покупателей, которые обожают золото в любом виде.
Но всех обошла компания, научившаяся искусственно производить воду, как из настоящего горного ручья. Причем выпускают ее даже в виде концентрата: его лишь нужно разбавить обычной водой – и альпийская родниковая вода
готова! Утверждают, что Hydra High Energy H20 побеждает признаки старения, выводит токсины и помогает сбросить вес.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.