Как развивается детская память

старше одного года
Детская память. Упражнения для памяти.

Детская память - особенности ее формирования. Упражнения для памяти - как правильно развивать кроху?



beby-1



Память человеческая способна хранить гигантские объемы информации. А детская память и вовсе обладает безграничными возможностями. «SHAPE–Mама» провела исследование, целью которого стало определение алгоритмов, по которым формируются и "устаканиваются" в детской памяти воспоминания.

Помнит или нет?
Каков ваш взгляд на данный вопрос? Считаете карапуза неспособным воспроизводить в памяти события текущего дня или всей минувшей недели, прошедшего месяца? Или смотрите на кроху, ка на ЭВМ, обрабатывающую и классифицирующую всю информация без разбору?

Ребятишки и впрямь то умиляют родителей сверхскоростным запоминанием новых слов, образов, стихотворений, то шокируют их своей забывчивостью: скажем, после посещения зоопарка у малыша не остается оформившихся воспоминаний - все они сливаются в одну серую кучу в форме слона.

Чем же объяснить все эти странности? Ответ прост: физиологическими особенностями памяти детей раннего возраста.
Факт остается фактом - ученые задавшись вопросом, какое же количество единиц информации способен удержать мозг трехлетки, были необычайно удивлены, ведь следом за единицей "простиралось" десять километров нулей!

Человек в белоснежном халате
Ближе к шести месяцам у крохи формируются первые эмоциональные проявления, могут возникать первые страхи. Один из самых "топовых" - боязнь людей в белом (то бишь врачей). Во время плановых (да и внеплановых) осмотров ребенок испытывает море неприятных ощущений. Он еще не в состоянии понять, что все эти "мучения" - исключительно во благо. В результате, как только доктор оказывается в поле зрения малыша, начинаются слезы, вплоть до истерики.

Специалисты утверждают: в детстве в воспоминаниях всплывают не конкретные факты, а ощущения и переживания, связанные с конкретным событием. Связано это, по мнению ученых, с несколькими факторами: кратковременным характером "юной" памяти и отсутствием у малыша, который еще плохо разговаривает, возможности осмысленно связывать слова и события.

От рождения до года
Исследования гласят - отвечающая за память часть мозга (лобные доли "формирующие" кратковременную память) полностью созревает к 9 месяцам. К первому полугодию жизни у крохи уже есть первая "тележка" воспоминаний. Хотя физиологи отдают большее предпочтение таким терминам, как "узнавание" и "привыкание". Даже месячный малыш "умеет привыкать" - например, к определенному положению во время кормлений или позе сна. Проявляется это, к примеру, в виде причмокивания и воспроизведения сосательных движений малышом уже с первых секунд нахождения в "привычном" положении.

Начиная с четвертого месяца жизни младенцу удается сохранять в памяти наиболее значимые образы - узнавать материнский и отцовский голоса.

Мама, где же ты?
В течении первого полугодия малыш демонстрирует способность узнавать что-либо, то в процессе второго - восстанавливать образы из памяти. Наиболее эффективный способ оценить способности малыша: спросить его, где находится мишка, книжка или бабушка - гармонично развивающийся малыш начнет искать заданный объект глазами.

Свыше 10% наиболее ранних воспоминаний взрослого человека приходится на первые 24 месяца жизни.
Около 75% - на трех-, четырехлетний возраст.
Немногим больше 11% - на пятый год жизни.
Чуть меньше 3% - на шестой.

Упражнения для памяти от 0 до 1 года
1. Пяти-шести месячный малыш будет с упоением слушать ваши рассказы об окружающем мире. Учите ребенка сосредотачиваться на конкретных предметах, давайте ему их потрогать, рассмотреть. В течении нескольких дней закрепляйте "пройденный материал"
2. Восьмимесячный малыш - вполне сознательный "компаньон" для игры в "спрятанную вещь". На глазах у карапуза уберите игрушку под одну из нескольких лежащих перед ним пеленок. Как только кроха найдет "пропажу", спрячьте ее вновь на то же место. Потом уберите под ее другую пеленку. Не удивляйтесь если ненаглядное чадо еще некоторое время будет разыскивать тайник там, где игрушки уже нет и в помине - произошел момент фиксации. Чаще практикуйте такую забаву - и время "розысков" существенно сократиться.
3. Девятимесячный малыш с легкостью увлечется гимнастикой и пальчиковыми играми, в которых существует прямая связь со словами: например, "Ехали-ехали".

Упражнения для памяти от 1 до 3 лет
Наиболее значимый тип памяти в этот период - двигательный. Ребенок активно пропускает через себя все увиденные движения и действия. Но до автоматизма еще далеко - как только вы прекратите регулярные занятия с малышом, все навыки в скором времени позабудутся.

От года до трех все запоминается "само по себе", непроизвольно. Дети, словно губка, впитывают все и вся. Особенно запоминающимися являются негативно окрашенные образы. Немного меньшее впечатление производят положительные события. Нейтральные происшествия - в конце состава детских воспоминаний.

После трех лет воображение и память сплетаются воедино. В сознании малыша образуется "каша" из событий действительности и фантазийных элементов. У ребенка присутствует 100% уверенность в реальности воображаемого.

Пришло время языков!
Для раннего дошкольного возраста характерна словесная память, впоследствии сливающаяся со смысловой. Поэтому специалисты и рекомендуют обучать ребятишек азам иностранных языков еще до школы.
Изучение словесной грамматики - это 70% такого обучения. В этот период требуется банальное запоминание, а не понимание. Восприятие и воспроизведение информации стоят "плечом к плечу". Кроха может неожиданно вспомнить "архивные" события, о которых вы уже забыть забыли. Чаще всего это происходит под воздействием внешних раздражителей, оказавших сильнейшее впечатление.
К примеру, почувствовав аромат цветов, в памяти сына или дочки может всплыть одна из лучших летних прогулок в саду или парке. Но управлять в этом возрасти потоком воспоминаний дети еще не способны, поэтому он может быть отрывочным, бессвязным, порою даже противоречивым.

Все вспомню... завтра
Явление "смутного воспоминания" - характерная черта малышей 3-5 лет. После восприятия "свежей" информации они не способны воспроизвести ровным счетом ничего, зато на следующий день родителей ждет сюрприз - чадо "выдаст" все от А до Я, и даже больше. С чем это связано? Возможно полученный объем знаний пока трудноперевариваем для детского мозга. Нервные клетки не успевают обрабатывать "поставки" вовремя. Это происходит лишь спустя некоторое время.

На долгую память
Средний школьный возраст - пора прочно закрепления сведений в голове. На данном этапе происходит бурное развитие височных долей головного мозга, отвечающих за долговременную память. Как правило, мозг "предпочитает" держать на плаву отрицательные воспоминания - ожоги, укус собаки, драка с другом.

Тренировки, и еще раз тренировки
Мышцы тела в процессе регулярных тренировок растут, развиваются, становятся крепче, не правда ли? То же самое можно сказать о развитии памяти. Если уж так сложились генетически, что память ребенка природной силой не отличается, не отчаивайтесь - игры, упражнения и психологические приемы помогут малышу совершенствоваться.

Как на фотографии
Некоторым детям присущ особый вид зрительной памяти - эйдетический. Или, как говорят в простонародье, фотографический. Он позволяет чаду с легкостью (быстро, четко, ярко) запечатлевать в памяти объекты и также непринужденно их впоследствии описывать.

Данный вид памяти - основа методик раннего развития, основанных на демонстрации букв, слов, изображений.

Мнемотехника как прием для "качественного" запоминания
Стремитесь научить малыша не просто запомнить предметы, а выстраивать между ними логические связи. Не стоит забывать о таких правилах:
- "повторение - мать учения". Для детей до 4 лет это актуально особенно;
- существует так называемый "эффект первого раза". Постарайтесь доносить до ребенка новую информацию максимально живо и виртуозно.
Итак, воспользуйтесь методикой Реана. Вам потребуются комплекты картинок -три штуки (до 25 карточек в каждом). Каждый из наборов должен включать несколько тематик - одежда, животные, посуда. Тест включает три этапа, каждый из который следует проводить через день.

Первый этап - первый комплект
Демонстрируйте картинки одна за одной. Попросите ребенка озвучить, какие же ему иллюстрации запомнились.

Второй этап - второй комплект
Предложите малышу сгруппировать предложенные карточки по тематикам.

Третий этап - третий комплект
Этап подобен первому, правда несколько основателен. Ребенок должен запомнить как можно большее количество картинок. Демонстрация каждой из карточек длится не более трех секунд.

Обработка и анализ полученных данных
Регулярно фиксируйте количество верно названных картинок в каждом из комплектов.
Запоминание 5 и менее иллюстраций - недостаточный (низкий) уровень памяти.
Верные названия для 7-9 иллюстраций - средний уровень памяти.
Кроха назвал без ошибок более 10 предметов? Поздравляем, память вашего чада на высоком уровне.

комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь!
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать SHAPE в Facebook
Спасибо, не показывайте мне больше это сообщение.